МААМ-картинки

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Наталья Ворсина
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово "время" происходит от древнерусского "веремя", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").

Публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени.

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Изучение временных представлений осуществляется с 3-х лет (второй младшей группы). Объём содержания понятий включает в себя изучение частей суток, недели, месяцев года, т. е. календаря, формируется чувство времени и дети учатся работать с часами.

Так в младшей группе начинается изучение частей суток (утро, день, вечер, ночь).

В средней группе у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра.

В старшей группе детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В подготовительной группе детям дают элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов.

Знания, полученные на занятиях, дополняются и закрепляются не только на занятиях по математике, но и на протяжении всего дня. Например: во время приема пищи на протяжении всего дня закрепляется последовательность частей суток (утром – завтракаем, вечером – ужинаем); на прогулке – признаки времен года и т. д. ; при проведении закаливания и дыхательной гимнастики; на других занятиях – рисование, ознакомление с окружающим, развитие речи и т. д.

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:

- наглядные ( показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т. д.);

- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);

- практические (игры, упражнения, опыты).

Для эффективного решения поставленных задач не только по формированию временных представлений, но и по развитию и воспитанию детей в целом, большое внимание уделяется преобразованию среды развития ребенка. В группе можно создать уголок времени, куда входят:

- модели (частей суток, дней недели, времен года и т. д.) и детские календари;

- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

- настольно-печатные игры: «Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т. д.) и дидактические игры ("Всё о времени" («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра» и т. д.);

- репродукции картин художников ( например: И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень» и др.);

- художественная литература (произведения С. Маршака стихи «Круглый год» сказка «Двенадцать месяцев», А. Барто «Золотая осень» ,Весна идёт», Е. Трутневой "КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? и др.); ;

- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

- плакаты (времена года, часы – определяем время и т. д.).

В процессе формирования временных представлений у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них можно организовать консультации как на собраниях («Содержание и объем ориентировок во времени у детей дошкольного возраста», «Формирование временных представлений в повседневной жизни» и т. д.) так и в индивидуальном порядке; изготовить папки передвижки с рекомендациями («Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста», «Как разгрузить детское время» и т. д.). Кроме того, привлечь родителей вместе с детьми к изготовлению моделей: частей суток, времен года, недели и т. д.

Знакомство детей с единицами времени должно осуществляться в строгой последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служат основанием для ознакомления со следующими, и раскрывает детям существенные временные характеристики времени.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Оформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возрастаОформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2024 в 23:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ворсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД