Анастасия Мельник
Формирование у детей первичных представлений о многообразии культур народов, населяющих нашу страну средствами мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического развития г. Орска «Ромашка»
Педагогический опыт работы старшего воспитателя 1 кв. к. МДОАУ "Детский сад № 92 г. Орска" Мельник А. К. по теме: "Формирование у детей первичных
представлений о культурных традициях, о многообразии культур народов,
населяющих нашу страну средствами мини-музея"
Публикация «Формирование у детей первичных представлений о многообразии культур народов, населяющих нашу страну средствами мини-музея» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2021
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо начинать с дошкольного возраста.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому, что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»
У людей в последнее время пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Возникло безразличное отношение друг к другу. Такие понятия, как сочувствие, понимание, милосердие, доброта, многим людям стали чужие.
Становление гражданственной позиции, чувства патриотизма зависит от того, каким он предстанет перед дошкольником, какие чувства, эмоции вызовет, насколько обогатит детскую фантазию. У каждого человека есть свой родной город. В настоящее время патриотическое воспитание имеет все большее значение и становится все более приоритетной государственной задачей.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Заложить любовь к Родине и к родному краю, к родной природе и к людям можно только в дошкольном возрасте. Поэтому проблема формирования у детей патриотизма в условиях детского сада приобретает особое значение.
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязан внешний мир, отражённый в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, её ценности. Именно музейная педагогика – помощник в воспитании культурной личности ребёнка, она может заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьёт творческий потенциал ребёнка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции – истинными ценностями.
Музейная педагогика помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре родного народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
В Оренбургской области проживают люди разных национальностей. Наш детский сад находится в посёлке Джанаталап г. Орска, а здесь национальное большинство - это русские и казахи. Поэтому было решено создать «Мини-музей русско-казахской дружбы» (далее – мини-музей, в котором представлены предметы русского и казахского быта, а также атрибуты, костюмы, необходимые для проведения национальных обрядов, праздников, уголок краеведения.
Что же такое мини – музей в детском саду?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, коридора.
Во-вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не поддаётся критериям оценки, применимым к настоящим музеям, поэтому, не требует строгого соблюдения требований, предъявляемых к ним.
Мини-музей МДОАУ «Детский сад № 92 г. Орска» располагается в отдельном помещении около музыкального зала. Это очень удобно при проведении праздников, развлечений, экскурсий.
Цель создания мини – музея :
Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
- знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;
- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Правила использования мини-музея при организации образовательной деятельности с дошкольниками:
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Детям необходимо объяснить как себя вести в музее.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Экспонаты для мини-музея мы просили приносить всех жителей пос. Джанаталап, а также они создавались руками сотрудников ДОУ, родителей воспитанников (национальные куклы – русские и казахские, национальные костюмы, кукла-домовёнок, печка, вязаные изделия, кроватка и т. д.) являются авторскими работами.
Наш мини-музей «Русско-казахской дружбы» Мини-музей расположен в отдельном помещении в музыкального зала. Это уголок краеведения. Здесь размещены портреты главы города, губернатора Оренбургской области, президента РФ, гербы города, области и страны; куклы в национальных костюмах; материалы, связанные с историей г. Орска (фотоальбомы с достопримечательностями, макеты холодильника, изделия из Орской яшмы, символика Орского хоккейного клуба «Южный Урал»).
В уголке краеведения находится «Книга памяти», в которой собраны фотографии наших воспитанников и сотрудников с портретами своих дедушек, прадедушек и прапрадедушек и краткой историей их участия в ВОВ. Также, сотрудниками МДОАУ создан макет «Бессмертного полка» (с фотографиями участников ВОВ). Родители воспитанников изготовили экспозицию «Эхо войны».
Уголок русской культуры. Здесь представлены элементы традиционного быта в частично воссозданном интерьере русской избы. Пряху нам предоставили родители воспитанников, дети могут покрутить колесо, нажимая на педаль. Также есть один из символов Оренбургской области - оренбургский пуховый платок. Таким образом, мы можем показать, как его создают.
Имеются 2 макета русской печи. Один из которых открывается, можно внутрь поставить чугунный горшок. Также здесь находятся: балалайка, макет детской люльки, старинное зеркало, стиральная доска, образцы традиционного рукоделия (вышивка лапти, коврики и т. д.)
Ну и как же без бабушки с дедушкой, без самовара с баранками и блинами? Это хранители нашего уголка русской культуры.
Уголок казахской культуры. Это настоящий макет юрты (казахского жилища). Здесь можно увидеть традиционный казахский стол – дастархан. На нём самовар, кисе (пиала – чашка для чая, казахские традиционные угощения (макеты - курта, баурсаков). За дастарханом нас встречают хранители казахской культуры – дедушка с бабушкой (аже и атака – по-казахски) Так же, в этом уголке много казахских национальных атрибутов – сундук, курпе (коврики) обереги, люлька, коржан (сумка для подарков, домбра, кумган (кувшин) очаг с казаном и национальные костюмы и орнек (узоры).
Наш детский сад находится в поселке Джанаталап г Орска, Оренбургской области, а здесь национальное большинство – это русские и казахи (50/50, поэтому в своей работе с детьми мы обращаемся к культуре и обычаям этих двух народов. Мы провели анкетирование родителей воспитанников на тему: «Нужно ли современным детям знать традиционные русские и казахские праздники и обычаи?» Анализ анкет показал, что практически все опрошенные (90%) считают, что дети должны знать не только свои национальные традиции, но и познакомиться с культурой ближайших соседей. 10% опрошенных воздержались от ответов.
Итогом нашей работы в этом направлении стала разработка программы «Мы разные, но мы вместе». Мы систематизировать русские и казахские национальные праздники в соответствии с периодом их проведения (осень, зима, весна, лето) и составили комплексно-тематическое планирование.
Цель программы: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народным традиционным праздникам.
Задачи:
- развивать умение творчески и самостоятельно отражать традиции русского и казахского народов через продуктивную, музыкально-художественную деятельность;
- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории русского и казахского народов;
- формировать эмоционально-положительное отношение к наследию региона русского и казахского народов.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются темы (праздники, события, которые ориентированы на духовно-нравственное развития ребенка старшего дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к :
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе родного края
• миру искусства и литературы русского и казахского народов
• народной культуре и традициям
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
Формы организации образовательной деятельности детей
Формы организации детей
• Групповая
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Форма работы
• Беседа
• Чтение
• Пение
• Игра на музыкальных инструментах
• Продуктивная деятельность.
• Наблюдение
• Рассматривание картин и альбомов.
• Ситуативный разговор с детьми
• Театрализованная деятельность
• Подвижные народные игры
• Чтение художественной литературы
• Заучивание закличек, потешек, поговорок, пословиц
• Досуги
• Сюжетно-ролевые игры,
• Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним);
• творческие встречи; консультации,
• дружеские посиделки.
• Открытые музыкальные занятия для родителей
• Создание наглядно - педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Родители воспитанников принимали активное участие в традиционных праздниках и развлечениях - «Синичкин день»; «Курбан-айт» «Новый год»; «Коляда святая»; «Масленица»; «Наурыз»; «День Жаворонка»; «Весенняя ярмарка»; «Иван Купала», «День семьи, любви и верности».
Сравнивая отдельные жанры устного народного творчества, обычаи, традиции русского и казахского народов, мы можем утверждать, что многие из них совпадают по содержанию, смыслу, цели их создания. Причиной этой общности явилось единство исторических путей развития, сложившийся образ жизни простого народа, взаимодействие народных культур, одинаковый труд, быт, средства борьбы с врагами для защиты своей земли.
Музейная педагогика позволяет окунуться в атмосферу праздников, ритуалов, быта наших предков, проиграть некоторые ситуации. Это сближает детей, родителей, педагогов, и позволяет нам достичь поставленных цели и задач, воспитывает патриотические чувства у подрастающего поколения.