Наталья
Использование различных приемов и методов конструктивной деятельности для умственного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет на тему:
«Использование различных приемов и методов конструктивной деятельности для умственного развития детей».
(предоставлено для аттестации)
Кульгав Н. В.
Москва 2018 г.
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определённого, заранее задуманного продуманного продукта. Детское конструирование (создание построек из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева и т. д.) тесно связанно с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образа, (форму, величину, строение и т. д.) у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реального, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Публикация «Использование различных приемов и методов конструктивной деятельности для умственного развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В деятельности, направленной на достижении определённой цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая развития пространственных представлений. И в том большая роль принадлежит конструированию. Сооружая постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (окна у домика, узор на корзине) на плоскостной развертке (выкройке). В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад, коробочка, корзина) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина, призма, узнают особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные; у бруска квадратные две торцовые, а основные прямоугольные; у прямоугольника противоположные стороны равны.
Конструирование способствует развитию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. д.) Овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий». Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирование моральных качеств личности ребенка. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу. В этом случае деятельность направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей с архитектурными памятниками, сооружениями и постройками, воспитатель развивает художественный вкус детей. Учит любоваться архитектурным богатством своего народа, беречь их.
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы : наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, постановка перед детьми задач, требующих самостоятельного решения, т. е. задачи проблемного характера. Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование должно проходить в следующей последовательности:
Целостное восприятие предмета с общей характеристикой : мост длинный, с плавным спуском; дом большой, у него много окон и т. д.
Определить общую форму предмета: форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально (или горизонтально); выделить основные его части: определить их форму и величину.
Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга: сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа.
Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнить название деталей строителя, природного материала, его качества)
В заключении повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики (вот какой двухэтажный дом вы построили).
Когда в прошлом году мы принимали новых детей, то первым делом выяснили их характеры, что знают и что умеют. Половина детей были домашними, поэтому навыков можно сказать у их не было: они могли сложить домик из кубиков. И картина открылась перед нами не очень-то радостная. Мы выяснили, что Глеб и Гоша робкие, стеснительные дети. И если Глеб что-то пытался сделать, то Гоше было все равно, что получится, лишь бы это сделал, кто ни будь, а не он. Он довольствовался ролью «созерцателя». Игорь – очень избалован, и его удовлетворял моментальный результат, работать не любил. Рома – нетерпелив: начинал работать, но быстро отвлекался и если что-то не получалось, то бросал и шел к той группе детей, где уже все готово и можно начинать играть. Поэтому мы соединили детей на занятии так, что бы эти дети были в паре противоположными им. Начали занятие с того, что напомнили детям какие разнообразные постройки можно сделать из строительного материала (включая новые для детей детали, как интересно можно играть с ними. Поэтому первые 3-4 занятия мы закрепляли у детей умение располагать кирпичики в ряд на плоскости, правильно называть детали и их цвет, т. е. мы повторяли программу 1 младшей группы.
Перед занятием на прогулке обращали внимание на дорожку, идущую от здания детского сада на улицу, попутно объясняя детям, что по дорожке ходят люди, а по проезжей части едут машины. Показывали, что дорога бывает длинная, как та, по которой едут машины, и короткая, как дорожка от садика до улицы, от дома к дому. Что бы учить детей соединять кирпичики на плоскости аккуратно, выстраивая их в линию, провели несколько занятий, каждый раз, изменяя задание: сначала строили дорогу для машин, затем дорогу между домиками (самой простой конструкции : на куб ставили трехгранную призму – сам воспитатель, затем трамвайную линию. При этом учили детей различать короткую и длинную дорогу; определять – где широкая сторона кирпичика, где узкая (обводили пальцами стороны).
Затем перешли на постройку забора, где учили детей ставить кирпичики на узкое ребро (короткое или длинное). Для того чтобы детям было интереснее, вносили игрушки, с которыми дети играли после занятий (обыгрывали постройку) : предлагали покормить животных, выпустить их погулять. Во время занятия следили за детьми, помогали тем, кто затрудняется, чтобы предупредить ошибки, хвалили особенно неуверенных в себе детей.
Так от занятия к занятию тема усложнилась.
Мы строили несколько видов ворот, домиков, мебель для кукол. Одно из занятий по любой теме посвящали работе по замыслу, но, предварительно оговаривая с детьми, что они научились строить, из каких деталей будут строить, помогали осуществить замысел, а затем радовались тому, как хорошо у них получилось, и давали образные игрушки для игр.
В средней группе используются все виды конструирования : конструирование из строительного материала, из бумаги и дополнительных материалов, из природного материала, в первой половине года проводится конструирование из игровых материалов. Конструирование из дополнительных материалов ставит задачу закрепить знания и умения, приобретенных в предыдущих группах. Тематика детских построек в средней группе почти такая же, как и во второй младшей группе, но особое внимание здесь уделяется аккуратному выполнению конструкции, воспитанию у детей интереса к их качеству. Объясняли, что постройка становится красивой, когда детали сочетаются по цвету (ворота и красный флажок).
После двух занятий, на которых в основном уже известные детям действия (вспоминали, как строили в прошлом дом, ворота, мебель) предложили построить более сложную конструкцию : высокий 2х этажный дом и совсем новые постройки: гараж, самолет, мост, автомобиль. Учили детей уметь работать организованно, соблюдать порядок в строительном материале, учили раскладывать его для занятий и игр так, чтобы он занимал меньше места на столе (кирпичики в одном мест, кубики в другом, пластины укладывали стопками). Если во второй младшей группе раскладывали строитель на каждого ребенка, то теперь располагали по середине стола, чтобы ребенок смог взять себе нужную деталь в той последовательности, в которой выполняется работа. С этим очень плохо было у Алены: она брала детали, которые ей нравились больше; не всегда справлялся Гоша. Лучше стали результаты у Глеба. Он выполнял работу медленно, к раскладыванию стали привлекать детей (чаще дежурных). После занятий дети самостоятельно раскладывали материал на место.
Вот такое участие детей в раскладывании материала и его уборка приучают детей трудиться в коллективе, способствует более быстрому усвоению названий деталей. После того как дети усвоили полученные навыки, проводили занятия по замыслу или по определенной теме. Например: «Мы строим дом», «Дворец для сказочных героев», «Дома для гостей с другой планеты». В конце занятий и во время выполнения детьми построек, учили сохранять порядок в материале, учили заканчивать работу вовремя, помогать в работе друг другу советом, действием, радоваться вместе с ним. В конце занятий обращали внимание не только на качество, но и на то, как дети усвоили способ постройки, делать несложные умозаключения.
В свободное от занятий время закрепляли умения и навыки, полученные на занятиях. При этом стремились к тому, чтобы дети не только могли создавать постройку, но и обыгрывать ее.