Елена Кирхмейер
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья через использование здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни – эти задачи являются приоритетными. Одним из средств решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Темочки:
Здоровьесберегающие технологии-
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
В нашем дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся :
Занятия, проблемно-игровые ситуации, коммуникативные игры и беседы.
На занятиях происходит ознакомление детей с человеческим организмом, формируется представление о строении собственного тела, прививаются навыки профилактики и гигиены,формируется представление детей о способах организации своей жизни.
Утренняя гимнастика- это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в спортивном зале,в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Это проводящиеся ежедневно подвижные игры, пальчиковая гимнастика проводится в любой удобный отрезок времени, дыхательная, для глаз, бодрящая гимнастика после сна, массаж стоп по дорожке здоровья, точечный самомассаж- в преддверии эпидемий так же проводится регулярно, динамические паузы и физкультминутки, стретчинг- комплекс упражнений на развитие гибкости и растяжки. во время этих упражнений дети получают физическое удовольствие и эмоциональную разрядку, Ритмопластика. Релаксация- снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению витаминизации, здоровому питанию и закаливающим процедурам, способствующим укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии. Дети становятся более подвижными, сильными, решительными, уверенными в себе.
Принимают участие в различных спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада, села, занимая призовые места.
Так же мы используем коррекционную технологию :
арт-терапию (риование нетрадиционным оборудованием) и сказкотерапию.
С целью реализации задачи по созданию здоровьесберегающей среды, в детском саду создана обстановка, которая позволяет детям удовлетворять свою двигательную деятельность. В группах имеются спортивные уголки, спортивный зал оснащен гимнастической стенкой, баскетбольным кольцом, имеется все необходимое оборудование.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни ; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский