Гузова Наталья Николаевна
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель обучения мнемотехники: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.
Задачи:
1. Познакомить детей с новой технологией, как формой запоминания – мнемотехника.
2. Познакомить детей с новой технологией составления рассказов: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, опорные слова, опорные схемы – алгоритмы.
Публикация «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
3. Учить составлять рассказы, рассказы-описания о предметах и объектах по образцу, по предложенному плану, связно рассказывать о содержании сюжетных картинок.
4. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок, коротких текстов со зрительной опорой (схемы-алгоритмы для составления описательных рассказов) с помощью игр-драматизаций, через использование серии картин с развивающимся сюжетом (по технологии О. Гомзяк). Формировать умение передавать в речи последовательность событий.
5. Совершенствовать диалогическую речь: умение задавать вопросы и отвечать на них распространёнными предложениями.
6. Развивать коммуникативную функцию речи, логическое мышление, психические процессы детей (мышление, воображение, слуховая и зрительная память).
Предполагаемый результат
- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- Словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед
аудиторией;
- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.
Актуальность:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.
Принципы:
-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;
-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;
-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;
-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Этапы работы
I этап. Поисково-теоретический. Организационный:
• Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
• Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.
• Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
II этап. Внедренческий:
• Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.
• Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.
• Организация консультаций.
III этап. Результативный.
• Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
• Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.
• Методы работы.
• Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
• Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
• Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Источники самообразования:
1. СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная).
2. Интернет, медиа информация на различных носителях.
3. Семинары, мероприятия по обмену опытом, вебинары, мастер классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования :
1. Индивидуальная - через индивидуальный план.
2. Групповая - через участие в жизни детского сада.