Эльвира Семина
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социально-коммуникативных навыков - одна из ведущих проблем дошкольной педагогики. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Изучая данный вопрос, я столкнулась с тем что: определё нная группа моих воспитанников испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, агрессивные, конфликтные, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью. Вследствие чего, у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми. И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал препятствием на пути развития личности. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию.
Публикация «Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, об этом говорили М. И. Лисина, А. Г. Рузская, В. А. Петровский, Г. Г. Кравцов, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Об этом говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (приказ Минобрнауки№1155 от17.10.2013)
Коммуникативные навыки, т. е. навыки общения, являются составной частью такого понятия как коммуникативная компетенция. Существует множество определений данной категории. Е. С. Полат рассматривает коммуникативную компетенцию как способность к межкультурному взаимодействию. Коммуникативная компетенция, по определению Т. Б. Михеевой, это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия, и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
• Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
• Формирование социально-коммуникативных навыков — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к школе.
• Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками; не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание; дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Свою работу с детьми выстраиваю на основе следующих положений:
Системность организации психики ребёнка.
Опора на возрастные возможности детей.
Поэтапность педагогической работы.
На практике использую технологии нового поколения, что позволяет решать задачи по разностороннему, полноценному развитию каждого ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и требованиями современного общества. (Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать Месяцев» Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев и др.)
Для достижения поставленной цели в ходе образовательного процесса мною используются различные средства – это и театрализованная деятельность (театрализованная игра на праздниках, развлечениях, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, самостоятельная театрализованная художественно-творческая деятельность, ритуалы приветствия в начале дня (игра-приветствие «С добрым утром!», игра «Веселый воробей», ритуалы прощания в конце дня («Лови мяч», «Согреем друг друга»); обучение правилам поведения в группах через ситуации, связанные с высказываниями просьбы, выражением благодарности на занятиях и в повседневной жизни, этюды («Фея доброты», «Фея ласковых слов», беседы («В мире вежливых слов», «Если с другом вышел в путь», моделирование ситуаций («Как ты поступишь, если…», «Если Маша грустная…», «Как можно узнать настроение человека?», развивающие игры («Интервью», «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай», «Зеркала»).
При планировании совместной и самостоятельной деятельности по формированию социально-коммуникативных умений и навыков, учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы, что позволяет мне организовать ежедневную жизнедеятельность детей с использованием игровых методов и приемов. Мне хотелось бы поподробнее остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игры подбираю по принципу от простого к сложному (например, для развития у детей эмпатии сначала я предлагаю детям игру «Угадай эмоции» с использованием картинок, в дальнейшем – «Конструктор эмоций» с различными вариантами – «Послушай и собери», «Покажи на себе», «Собиралки», они разнообразны и затрагивают все основные виды деятельности дошкольников ( например: «Акулы и матросы», «Кто на свете всех добрее?», «Это я. А это все мои друзья», «Создание рисунка по кругу» Подбери пословицу, вспомни песню, сказку о доброте, щедрости, дружбе. «Строим дом», «Стой!».
Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей качеств, которые необходимы для жизни в коллективе: общительности («Интервью», «Секрет», чуткости, отзывчивости, доброты («Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Ласковое слово», «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты», взаимопомощи («Получаем медицинскую помощь», «Семья»).
Для того чтобы побудить детей совершать добрые поступки в группе «появился» дом «Добрых дел». В нем отображаются добрые поступки и хорошие дела детей. В конце каждой недели мы подводим итог и выясняем, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел.
Только при взаимодействии детского сада с семьей поставленные задачи могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями.
В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах : это и консультации («Коммуникативные навыки общения», «Адаптация ребенка в детском саду», выставка совместных работ (детей и родителей) (например, творческая выставка «Зимняя сказка», индивидуальные беседы («Как отвечать на детские вопросы»).
Хочется отметить активную позицию родителей воспитанников, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей. Совместно с родителями была проведена акция «Дружная неделя», цель которой – развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками. Предварительно в группе была проведена с детьми беседа о дружбе. Домашним заданием стало создание «Цветика-семицветика» пожеланий. Ребенок дома с родителями дома нарисовал на листочке-лепестке себя и написал на нем пожелания друзьям. В детском саду цветок «собрали» и мы вместе с детьми зачитали пожелания, обсудили их.
Полученные результаты подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У многих воспитанников моей группы сформированы социально-коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими, самостоятельно разрешать многие конфликты, заводить новых знакомых среди своих сверстников. Кроме того, заметно снизилось количество конфликтных случаев у “проблемных” детей.
Список литературы.
1. Запорожец Л. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника /Л. В. Запорожец //Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.
2. С. Журавлева «Исследование социально коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах» Дошкольное воспитание 02/2015, стр. 118
3. С. Журавлева «Реализация психолого педагогической программы социально коммуникативного развития старших дошкольников» Дошкольное воспитание 03/2015, стр. 102
4. И. Арефьева «Школа добрых волшебников. Психолого педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание 07/2014