Салаватова Айгуль
Опыт работы Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Актуальность
Публикация «Опыт работы Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И. А. Помораева, В. А. Позина «ФЭМП» и др.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.
Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т. д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания на все возрастные группы.
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраиваю с учё том следующих принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3) Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4)Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
• сравнение; (например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием.
• решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
• воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее.
• здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотеку физминуток( «Мыши», «Раз,два –выше голова», «Мы катались» и д. р) и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5.») математического содержания.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах :
• организованная образовательная деятельность
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках работы по самообразованию углубленно изучила тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Система работы.
Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал : «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Развитие элементарных математических представлений воспитанников будет протекать успешно, если в качестве средства целенаправленно использовать систематизированные, подобранные с учетом степени сложности и индивидуальных особенностей детей дидактические игры.
Вхождение в мир математики начинаются у каждого ребенка с опыта взаимодействия с окружающим миром в различных видах детской деятельности (игровой, художественной, познавательно – практической, и др). Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, и игровые упражнения.
В начале своей работы наблюдая, беседуя, играя с воспитанниками, определила их интересы и способности, знания об окружающем мире. Проанализировав результаты наблюдений, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Изучила требования Учебной программой дошкольного образования по образовательной области «Элементарные математические представления», рекомендованную литературу для воспитанников учреждений дошкольного образования, сделала вывод, что необходимо шире использовать дидактические игры математического содержания в регламентированной и нерегламентированной деятельности воспитанников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания на все возрастные группы. Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:
1. Количество и счет
2. Величина
3. Геометрические фигуры и формы предметов
4. Пространство
5. Время.
Свою работу начала с детьми второй младшей группы. Работая с детьми этой возрастной группы, сама включалась в игру. Вначале привлекала детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбирала и собирала их, тем самым вызывала у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. В организации дидактической игры активная роль принадлежит педагогу, который является организатором и активным участником игрового общения дошкольников. Объясняю детям игровые правила, показываю пример выполнения игровых действий. В процессе игры доброжелательно поощряю инициативу играющих. Проанализировав требования Учебной программы дошкольного образования в работе с воспитанниками 3-4 лет, была поставлена цель: формирование представлений о математических характеристиках окружающего мира, интереса к математике. В работе с детьми использовала учебно – методическое пособие И. В. Житко «Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет»,; учебно – наглядные пособия И. В. Житко «Подружись с математикой», «Знакомство с математикой». В этом возрасте необходимо помнить, что происходит знакомство ребенка не с наукой математикой, а с математическими характеристиками окружающего мира, с действиями, которые называются доматематическими (сравнение, упорядочивание по величине, установление соответствия наложением, приложением, обследование, группировка, подбор, ребенок формирует лишь элементарные математические представления. Играя, знакомлю воспитанников с математическими характеристиками окружающего мира. Учу детей находить группы предметов в обстановке знакомого помещения; знакомлю с явлениями природы, растениями, животными, что дает возможность в дальнейшем понять число. Каждый живой или неживой объект окружающего мира, который ребенок видит, щупает, нюхает, слышит, характеризуется цветом, величиной, формой, расположением в пространстве изменениями или постоянством во времени. Вольно или невольно малыш получает первые математические впечатления на основании которых у него формируются элементарные математические представления. Читаю воспитанникам потешки, песенки, стих, загадки, считалки, где есть название числительных, пространственных направлений, временных характеристик. Широко использую дидактические игры в нерегламентируемой деятельности.
В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений. В работе с детьми использовала учебно – методическое пособие И. В. Житко «Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет»,; учебно – наглядные пособия И. В. Житко из серии «Умней - ка!» «Веселые игры с числами и фигурами», серии «Мир детства» «Навстречу математике», «Играем в математику». Подбор игр осуществляю с обязательным учетом наличия в них математического содержания и развивающей направленности, в соответствии тематике. Занимаясь с детьми, поняла, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними занималась в основном индивидуально, играя, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Дидактические игры использую для организации кратковременной индивидуальной и групповой работы с детьми на протяжении всего пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования.
Использование рекомендованных учебно – методических пособий позволяет осуществить преемственность в содержании и подборе наглядного материала, вариантов дидактических игр для перехода к дальнейшей работе в старшей группе, используется учебно – методический комплекс
«Математический калейдоскоп» серии «Мои первые уроки».
Как учить старших дошкольников, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию основ новой, чрезвычайно значимой для последующего основного этапа деятельности – учебной? Какая же форма обучения наиболее уместна на занятиях с воспитанниками 5 - 6 лет? Анализируя учебную программу дошкольного образования, образовательную область «Элементарные математические представления» пришла к выводу что переход дошкольника идет на более высокий этап развития. Не будем забывать – наши воспитанники хотя и старшие в детском саду, но еще дошкольники, и успешными в работе с ними будут те формы и методы, которые отвечают их возрастным особенностям. Важно вызвать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, познавательную. Необходимо продолжить опираться на значимые для дошкольного возраста мотивы, прежде всего – игровые. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Дидактическая игра является помощником педагога в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Таким образом, используя дидактические игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Составь цифру», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях и в повседневной жизни с целью развития у воспитанников внимания, памяти, мышления. В старшей группе знакомлю детей с днями недели. Объясняю, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, их обозначают кружочком разного цвета. Провожу наблюдение несколько недель, обозначаю кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели определяется, какой день недели идет по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – средний день недели и т. д. Детям предлагаю игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. К примеру, проводится игра «Живая неделя».
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Так же поставила задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах и формах предметов провожу дидактическую игру «Геометрическая мозаика».
Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр невозможно решать без участия родителей. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Поэтому работу начала с того, что провела в начале года опрос. Разработанная анкета включала в себя вопросы, нацеленные на выявление позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье, взаимодействия партнеров в игровой деятельности.
В результате выяснила, многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходится заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор. Немало было и родителей, ответивших неопределенно на данный вопрос («играют в разные игры», указывали на виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает», «любит велосипед», «играет с конструктором» и т. д.). С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений средствами включения детей в игру были организованы и проведены консультации, беседы, индивидуальные рекомендации.
Провела родительское собрание, на котором рассказала о значимости игры для развития детей, познакомила родителей с задачами учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления», с учебно – наглядными пособиями соответствующих возрасту детей и играми, которые можно организовать в домашних условиях. Благодаря данной работе родители стали активными участниками проводимых мероприятий, изменилось их отношение к организации детского досуга в домашних условиях.
В целях повышения профессионального уровня воспитателей нашего учреждения дошкольного образования использовали такие формы работы, как консультации, семинар–практикум.
Анализ работы на заключительном этапе показал, что дети группы овладели базовым компонентом образовательного стандарта в образовательной области «Элементарные математические представления». Использование дидактических игр математического содержания способствовало развитию интереса к математической стороне действительности, развития у них внимания, восприятия, мышления, речи, памяти, воображения. Воспитанники не только выполняют игровые задания, данные взрослым, но и копируют его действия, следуя игре, создают свои ситуации, проявляют творчество, активность, инициативность, общаются, получают положительные эмоции от процесса игры.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.