Татьяна Гицевич
Формирование произносительной стороны речи у детей с использованием современных информационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
«Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий»
«Для ребят дошкольного возраста
игры имеют исключительное значение:
игра для них - учеба, игра для них - труд,
игра для них-серьезная форма воспитания»
Н. К. Крупская
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсивно идёт развитие речи.
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.
У детей с речевыми нарушениями слабое дыхание, недостаточно сформированы фонетические процессы, лексико-грамматические категории, связная речь, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность, что затрудняет процесс развития в дошкольном возрасте, а затем школьного обучения детей.
Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.
Для успешности, эффективности работы над речью это определило тему: «Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий»
Цель. Повышение уровня сформированности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.
Задачи самообразования:
- изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
- изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;
- изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;
- внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
- разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;
- освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.
- презентовать педагогический опыт.
Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.
Основными задачами в работе над формированием произносительной стороны речи детей дошкольного возраста являются:
• Постановка звукопроизношения.
• Развитие фонематического слуха.
• Умение выполнять звуко-буквенный анализ.
• Формирование грамматических навыков, лексического запаса.
• Развитие связной речи ребенка.
• Развитие мышления, внимания, памяти.
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедического пункта имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.
Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.
В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.
2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.
3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
6. Внедрение в коррекционный процесс авторских разработок.
Предполагаемый результат и форма его представления :
1. Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.
2. Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.
3. Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.
4. Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.
Срок реализации:
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах, проведение мастер- класс для воспитателей, практикум для родителей.
Форма самообразования : индивидуальная.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
Этапы работы Виды деятельности Сроки выполнения
Изучение и анализ литературы 1. Гаргуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2019г.
2. Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5, 2018 г.
3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13, 2016 г.
4. Томилина С. М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2020г.
5. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9, 2020 г. В течении года
Изучение и анализ интернет-ресурсов
Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы:
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —
2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями.
3. СелянинаС. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В течении года
Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями. Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. Апрель
Самоанализ своей профессиональной деятельности. Отчёт по самообразованию. Май.
Таким образом, использование интерактивных дидактических игр и упражнений в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень, и способствуют развитию речи детей.
Ожидаемый результат. Повышение активности посредством включения ребёнка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации. Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием интерактивных дидактических игр и упражнений создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.
Список литературы.
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. - СПб. : Каро, 2014
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2020
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2013
5. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. - М. : Наука, 1965
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб. : Союз, 2017
7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб. : Союз, 2004.
8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб. : Союз, 2004.
9. Левчук Е. А. Грамматика в сказках. - СПб. : Детство-Пресс, 2003
10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. - М. : Наука, 1994
11. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб. : Союз, 2001
12. Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб. : Детство-пресс, 2017.
13. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2012
14. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 2015
15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб. : Детство-Пресс, 2019
17. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2008
Отчё т работы по самообразованию по теме:
1. Изучение новинок специальной литературы, повышение профессионального уровня и педагогического мастерства по вопросам обучения, воспитания и коррекции - в течение года
Литература:
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб. : Библиополис, 2015.
2. Краузе Е. Н. Логопедия. - СПб. : Корона. Век, 2019.
3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб. : Корона. Век, 2011.
4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. - М. : АСТ, 2018.
5. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.
6. Сименович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М. : Генезис, 2018.
7. ФомичеваМ. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.
8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М. : Просвещение, 1989.
9. Хватцев М. Е. Логопедия. Кн. 1, 2. - М. : Владос, 2019.
10. Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб. : Детство-пресс, 2017.
11. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2012
12. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 2015
13. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб. : Детство-Пресс, 2019
2. Посещение методических объединений учителей логопедов района. По плану МО
-"Упражнения и игры для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОНР"
3. Изучение интернет – ресурсов.
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —
2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями.
3. СелянинаС. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
4. Участие в вебинарах для логопедов:
- «Интерактивные корректурные таблицы- эффективный помощник детского специалиста. Создание и применение.»
- «Активация речи детей с ТНР с помощью интерактивных упражнений»
- «Нейропсихологическая диагностика и коррекция дисграфии, дислексии и дискалькулии младших дошкольников»
- «Развитие базовых психических функций у дошкольников с ОВЗ и ЗПР с помощью интерактивной игры»
- «Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста. Индивидуальные и групповые занятия»
5. Пополнение игротеки логопедических игр.
- «Что, зачем и почему?»
- «Путаница»,
- «4 лишний (на звуки)»,
- «Мой, моя, моё»,
- «Игры с предлогами»
- «Умные кроссворды»,
- «Сложи слово»,
- «Живое, неживое (кто,что)»,
- «Пазлы из букв» и другие
6. Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.
7. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».
8. Был создан и реализован в течении года перспективный план по самообразованию на тему: «Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
8. Была представлена презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками на педагогическом совете.