Надежда Матюнина
«Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей публикации «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие». Актуальность данной темы подтверждается следующими положениями ФГОС. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Публикация «„Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Целью работы, является изучение условий формирования первичных представлений о свойствах и качестве предметов в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие» у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели работы, необходимо было решить следующие задачи: :
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей дошкольного возраста;
изучить особенности словаря младших дошкольников;
рассмотреть задачи, содержание и методику словарной работы во II младшей группе;
выявить уровень лексического развития детей младшего дошкольного возраста;
провести специальную практическую работу по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе организации деятельности по ознакомлению с качествами и свойствами предметов;
проанализировать эффективность педагогической работы.
Методологической основой исследования явились труды известных отечественных ученых, занимающихся проблемами развития речи детей- дошкольников (Елена Ивановна Тихеева, Алиса Михайловна Бородич, Валентина Викторовна Гербова, А. П. Иваненко, Валентина Ивановна Яшина, Оксана Семёновна Ушакова, Елизавета Михайловна Струнина и др.)
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МОУ Краснореченская средняя школа Старомайнского района Ульяновской области.
Вначале я провела обследование дошкольников второй младшей группы с целью выявления их лексического развития. Обследование проводили в индивидуальной форме с использованием методики, предложенной О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 3-3,5 лет.
Материал для обследования- кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти; отдельные предметы одежды и мебели.
Каждым ребенком мы беседовали индивидуально.
В результате диагностики выявили следующие особенности владения словарем у детей исследуемой группы:
словарный запас некоторых детей (27%) характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения, дети уже оперируют и некоторыми родовыми понятиями; (фрукты, овощи.)
словарный запас большинства ребят исследуемой группы (46%) характеризуется преимущественно существительными, обозначающими предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголами, обозначающими простые действия; ребята ещё не употребляют обобщающие понятия; (транспорт, одежда, посуда).
у части детей (27%) речи встречается мало прилагательных обозначающих свойства и качества предметов.
Таким образом, стала видна необходимость работы с детьми по развитию речи, и в частности по формированию первичных представлений о свойствах и качествах предметов. Для этого был разработан перспективный план деятельности в обозначенном направлении, который представлен в таблице 2 Раз в неделю мы проводили организованную образовательную деятельность по речевому развитию в ходе знакомства со свойствами и качествами предметов, во время режимных моментов организовывали дидактические игры, лексические упражнения.
Были проведены шесть занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
На одном из занятий ( тема: «Подбери дощечки для горки» знакомила детей с таким свойством предмета как гладкость. Смоделировала игровую ситуацию: на сконструированной на прошлом занятии детской площадке не хватает горки и вот ее нужно смастерить. Предложила детям яркие дощечки, но шероховатые, неровные, а также блеклые, но гладкие дощечки. Дети в основном выбирали яркие дощечки. Проверяли правильность своего выбора с помощью куклы, которую пытались скатить с горки, но безуспешно. Ощупав все предложенные дощечки, с помощью вопросов воспитателя дети поняли, что выбрать нужно было невзрачные, но гладкие дощечки.
Закрепление представлений детей о таком свойстве предметов, как гладкость происходило в ходе дидактических игр «Фрукты и овощи», «Дополни ряд», дидактического упражнения «Погладь и назови», пройтись по группе и принести по одному гладкому предмету.
На следующем занятии мы учились различать и называть другие качества предметов : твердый- мягкий, тяжелый- легкий; их свойства : тонет, плывет. Здесь мы тоже постарались подводить детей к первичным представлениям о свойствах и качествах предметов с помощью элементарного экспериментирования. Различные игрушки резиновый пароход, пластмассовые лодочки и морские камущки сначала обследовали, ощупывали, называли какие они после вопросов воспитателя : твердые, мягкие, тяжелые, легкие. После этого проверяли, утонут они или поплывут, опуская предметы в миску с водой. Увидев результат, делали выводы о свойствах и качествах предметов. Закрепили новые слова о свойствах и качествах предметов с помощью игры «Чудесный мешочек».
На следующем занятии проводила работу по знакомству детей с названиями материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами ( тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани») Познакомили детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Воспитывали бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.
На занятии учили детей самостоятельно обследовать предметы, выделять определенные качества и свойства, называть их. Так, с помощью не сложных приемом показали, что бумага рвется, мнется, она непрочная, её ожно склеить; ткань – немного мнется, прочная, её можно сшить. Новые слова закрепляли с помощью многократного (в различных заданиях) повторения хором и индивидуально. Провели игры «Что можно сделать из бумаги», играли в игру шутка «Можно ли.»
Для закрепления в речи прилагательного «бумажный» предложила ребятам следующее задание: «Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Катей один предмет из бумаги». Каждый из ребят принес по одному предмету из бумаги, которые заранее были разложены по всей группе.
Когда ребенок отдавал предмет, я просила его назвать и сказать, из чего он сделан или употребить слово «бумажный». Не все дети справились с этим заданием.
не нашли бумажные предметы не повторили предложенное слово.
Познакомив детей с тем, что бумага —материал непрочный, рвется, мнется, при обращении детей с книгой постоянно напоминала, что к ней надо относиться бережно, что книгу можно порвать, так как она сделана из непрочного материала —бумаги.
На занятии «В мире стекла». Приоритетной образовательной областью было «Познавательное развитие», которая тесно связана с «Речевым развитием». Одной из задач занятия было развитие словаря за счет слов, обозначающих свойства стекла : бесцветное, прозрачное, звонкое, цветное, стеклянное, хрустальное.
Формы работы, используемые на занятии : дидактическая игра, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними; эксперимент со стеклом на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии
Вся детская деятельность происходила в лаборатории: отодвигается ширма, на столе подносы для каждого ребенка, на них рюмочки разного цвета и формы, шарики, палочка. Дети все одеты как настоящие исследователи: в одноразовой спецодежде, у каждого приспособления для экспериментов.
Во время опыта проговаривались вместе с детьми все свои действия, по нескольку раз называет свойства и качество предметов, задает вопросы детям и они в ответах своих тоже повторяют новые слова, обозначающие то или иное свойство или качество. Закончилось занятие выставкой предметов из стекла «Какое разное стекло!», где воспитатель еще раз просил называть предметы выставки их свойства, применяя уже самостоятельно изученные слова. Большинство детей правильно характеризовали экспонаты выставки, верно называя их свойства и качества.
Аналогичное занятие было занятие по "Ознакомлению со свойствами и качествами дерева и металла. На этом занятии дети продемонстрировали умение определять свойства и качества. Одной из задач занятия было развитие словаря за счет слов, обозначающих свойства дерева и металла : шероховатый - гладкий; тяжелый - легкий; прочный - хрупкий; холодный-тёплый, мягкий – твёрдый. Формы работы, используемые на занятии : дидактическая игра, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, беседы, исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, социо-игра. Проводились эсперименты с деревом и металлом на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии. Во время опыта воспитатель проговаривает вместе с детьми все свои действия, по нескольку раз называет свойства и качество предметов, задает вопросы детям и они в ответах своих тоже повторяют новые слова, обозначающие то или иное свойство или качество. Закончилось занятие предложением воспитателя нарисовать все, что им понравилось на занятии.
Знания, которые дети получали на занятиях, необходимо закреплять в повседневной деятельности. Этому способствовали, прежде всего, разнообразные дидактические игры, загадки, беседы с детьми, рассматривание окружающих предметов, предметных картинок.
Ежедневные прогулки также способствовали решению задач развития словаря детей и ознакомления их с окружающей действительностью. Во время прогулки проводили наблюдения. Так, обращали внимание детей на проезжающие мимо машины, их величину, цвет, отдельные части. В процессе наблюдений дети приобретали новые знания, учились устанавливать элементарные связи между явлениями, а также знакомились со свойствами и качеством предметов : сильный-слабый дождь, раскрывают зонты- маленькие -большие; метель –теплые меховые шубы и шапки, лепят из липкого снега снеговика и снежки и т. д.
В процессе наблюдений дети, воспринимая социально значимые объекты и явления, учились эмоционально реагировать на них. В результате они полнее воспринимали окружающий социальный мир, контакты с ним становились более гармоничными.
Игра удовлетворяет основные потребности ребёнка в стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; потребности в познании окружающего мира и общении.
Нами широко применялись дидактические игры, упражнения, направленные на закрепление представлений об объектах социального мира и обогащение словаря детей словами, обозначающими свойства и качества предметов.
Игра «Что лишнее?» позволила закрепить знания детей о названии цвета и формы предметов и активизировать соответствующий словарный запас. Детям предложили три картинки с изображением предметов одного цвета и одну картинку с изображением предмета другого цвета, например: красные варежки, красный шар, красное ведро и желтый совочек. Ребенок должен найти лишний предмет и объяснить, почему он так решил: «Совочек лишний, потому что он желтый, а варежки, шар и ведро — красные».
Следила, чтобы дети правильно согласовывали существительные с прилагательными в роде и числе. Специально задавали вопросы: «Какое ведро? Какой шар?»
Затем предложили три предмета одной формы и один — другой, например: аквариум, книгу, оконную раму и мяч. Дети искали лишний предмет и объясняли, почему они так решили. Ваня М. сказал: «Мяч лишний, потому что он круглый, а другие предметы прямоугольные». Степа С. сказал, что мяч лишний, потому что он игрушка, а остальные предметы не игрушки. Мы согласились со Степой, и предложить подумать, почему еще мяч лишний предмет.
В ходе игры «Лото» закрепляли умение детей различать и называть основные цвета — красный, желтый, синий, зеленый. Детям раздали большие карточки с изображенными на них предметными картинками разного цвета (не более трех картинок). У нас были маленькие карточки с предметными картинками, которые изображены на больших карточках. У детей спрашивали, что нарисовано на карточке и какого цвета этот предмет. Например, «Что нарисовано на этой карточке? (Яблоко) Яблоко какого цвета? (Желтого) Значит, оно какое? (Желтое).У кого желтое яблоко? (У меня желтое яблоко).
В процессе игры добивались от детей полного ответа, чтобы ребенок назвал предмет и его цвет и следили за тем, чтобы дети правильно согласовывали прилагательное с существительным в роде и числе.
Игра «Чего не хватает?» позволила закрепить в речи детей обобщающие понятия «мебель», «игрушки», в игре «Кому что нужно для работы?» закрепляли знания детей о труде сотрудников детского сада — няни, медсестры, повара и активизировали соответствующий словарь.
Семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения в обществе.
Поэтому одной из задач, стоящих перед нами, являлась просветительская, консультативная работа с семьёй.
Для повышения эффективности усвоения детьми понимания и употребления слова, стала приобщать родителей. С этой целью провела дни открытых дверей. Каждый родитель мог присутствовать на любом занятии или прогулке.
Предложила родителям вслушаться в речь своих детей и записать рассказ своего ребёнка. Показала родителям некоторые игры, упражнения по развитию речи. За месяц до родительского собрания вывесила тему : «Богатство русского языка». Рассказала родителям о роли семьи в жизни ребёнка, о важности развития речи ребёнка. Подвела к тому, что в повседневном общении с ребёнком обогащается его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можно многому научить.
Родители зачитали рассказ своих детей и все сошлись во мнении, что развивать речь детей необходимо, но как?
Предложила родителям завести альбом, куда записывали бы рассказы своих детей. К этим рассказам посоветовала сделать совместные рисунки. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать спустя много лет.
Дети узнали много новых слов, обозначающих свойства и качества предметов, названия предметов, материалов, из которых они сделаны. Отвечая на вопросы при рассматривании картин, предметов, игрушек, обследовании предметов, дети овладевали диалогической речью. Рассказывая, дети учились строить небольшой монолог.
Таким образом, в ходе работы было разработано содержание работы по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром происходило сообщение новых сведений о субъектах социального мира; уточнение, закрепление, обобщение и систематизация имеющихся знаний; расширение, активизация словаря детей исследуемой группы. Занятия были тесно связаны с другими формами работы : прогулками, играми, беседами.
При проведении игр по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов учитывала ряд положений:
1. Для вычленения качеств и свойств предметов, тщательно проводила сенсорное обследование.
2. Для обследования предмета использовала точные указания (повторение слова).
3. Наглядный материал предоставляла каждому ребёнку для активных обследовательских действий, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов на основе их выделения и восприятия.
4. Вычленяла каждое качество и свойство с помощью сравнения его с противоположным. Например, такое качество, как твёрдый, давала в сопоставлении с мягким и т. п.
5. Усвоение качества и свойства предметов включала в результативную, содержательную деятельность, закрепляла в бытовой деятельности, в процессе режимных моментов.
6. Подбирала наглядный материал таким образом, чтобы вычленяемые качества были ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая окраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.) было бы как можно меньше.
7. Усложняла задания путем увеличения набора выделяемых качеств и свойств
Таким образом, занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов позволили ввести в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей, глаголы (названия действий с предметами обследовательских действий, прилагательные (название качеств).
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Спасибо за внимание!