Мария Беспалова
Памятка для родителей «Основы безопасности детей в быту и в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. [И-Р 2.]
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. [2. С. 13]
ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Публикация «Памятка для родителей „Основы безопасности детей в быту и в природе“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит неявный характер. Опасность ситуации можно определить по следующим признакам:
- Угроза жизни;
- Возможность нанесения ущерба здоровью;
- Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Выделяется ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома и в природе. Рассмотрим их. [1, С. 34-37]
Опасности дома
Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. Предметы домашнего быта, которые являются
источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
-предметы, которыми нужно научить правильно обращаться (иголкой, ножницами, ножом);
-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности. [2, С. 26-29]
Поэтому родители должны :
• Формировать представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка, овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки, об их назначении и правилах обращения с ними.
• Объяснить, что порядок в доме и детском саду нужно соблюдать не только для красоты, но и для безопасности.
• Разъяснять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья.
• Рассказать о пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами.
• Предупреждать, что нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар.
• Предупреждать, что нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых.
• Нельзя выходить на балкон без взрослых.
• Научить обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу).
• Посоветовать, что при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым;
• Наказать, что при пожаре нельзя прятаться, нужно вызвать пожарных по телефону «01», выйти из комнаты или лечь на пол. [3, С. 42-43]
Предупредить несчастный случай можно, если в помещении, где живут дети:
1. Исправна и недоступна электропроводка.
2. Мебель по возможности без острых углов и граней, прочно закреплены шкафы, книжные полки, музыкальные колонки, цветочные горшки и вазы.
3. Окна и двери на балконы при отсутствии взрослых закрыты.
4. Краны газовых горелок закрыты.
5. Все острые и мелкие предметы: кольца, пуговицы, броши, булавки, серьги, спички, монеты находятся в недоступном для детей месте - в закрытых шкафах, под замком.
6. Лекарства, моющие средства находятся в труднодоступном месте.
7. Кастрюли с горячими блюдами и чайник не ставятся на край стола. [И-Р 3.]
Опасности в природе
Природа — самое удивительное из того, что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней. [3, С. 45]
Зачастую родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Которые могут стать причиной тяжелейшего отравления и даже смерти. Пребывание на природе — это еще и контакты с животными. Познавая окружающий мир, ребёнок, может не только сорвать ядовитое растение, вступить в контакт с животными, но и обидеть их. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. [2, С. 38-41]
• Гуляя можно ходить и бегать только по специальным засыпанным мелким песком и камешками дорожкам.
• Молодую травку, не вытаптывайте, она подрастет, и газон превратится в красивый зеленый «ковер».
• Бросайте мусор в специально отведенное место (урну, контейнер).
• Играя в песочнице, старайтесь сохранять песок чистым, не бросайте туда камешки, ветки, листья, пробки и другой мусор.
• Не наступайте на муравьишек, жучков, дождевых червей, улиток, не хлопайте по ним совком, лопаткой.
• Не подходите близко к птицам, не беспокойте их.
• Если увидите красивое растение с яркими плодами, не спешите рвать — оно может быть ядовито.
• Нельзя подходить к воде без взрослых; купаться можно только со взрослыми.
• Если во время игры вы выкопали в песке глубокую ямку, закопайте когда будете уходить.
• Зимой реки и озера покрывает лед. Выходить на него без сопровождения взрослых опасно.
• Когда с родителями собираете грибы, не вырывайте их с корнем, попросите взрослых, чтобы они помогли срезать гриб ножом.
• Если вокруг вас летает пчела, не машите руками.
• Нельзя трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными). [3, С. 46-47]
Вот, наконец, и наступило долгожданное лето, и мы, устав от городской суеты, стремимся всей семьей при любой возможности выехать за город, на природу, на водоемы, в путешествия.
Солнечный удар
Наличие головного убора должно соблюдаться безо всяких исключений.
Однако, даже в кепке находиться на солнце во время его наибольшей активности (12-16 часов дня) не стоит. Выбирайте только тенистые места.
Также не стоит забывать о солнцезащитных средствах, ведь детская кожа обычно более нежная и чувствительная, чем взрослая.
Если комары относительно безопасны, то укус клеща может быть причиной таких тяжелых и опасных заболеваний, как болезнь Лайма или энцефалит, чтобы свести к минимуму вероятность встречи с клещом, не следует надевать открытую одежду и обувь во время отдыха на природе. По возвращению домой следует тщательно осмотреть тело и волосы.
Летом довольно просто подхватить диарею или энтеровирусную инфекцию, если не уделять должного внимания правилам гигиены. Следует тщательно мыть овощи и фрукты во избежание контакта с болезнетворными бактериями и вирусами. [И-Р 1.]
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Не ищите на этих страницах стройной научной теории. Автор книги, педагогическая практика которого получила сегодня мировое признание, убежден: все мы - и родители, и дети.
Как с наименьшими потерями пережить встречу с хулиганами, грабителями, насильником или злой собакой? Как вести себя в зоне боевых действий или в условиях техногенной катастрофы.
Книга содержит советы по обеспечению безопасности детей и подростков в условиях современной действительности. Доступная и действенная система обучения детей мерам безопасности
Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений.
Основы безопасности детей дошкольного возраста и систему развивающих заданий для детей.
Литература
1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
2. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. ; Просвещение. - 2006.
3. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», М. : ТЦ «СФЕРА», 2012.
4. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
5. Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.
Интернет-ресурсы:
l.https://dskvp2301.mskobr.ru/conditions/securitv/opasnosti/
2 .nsportal.ru/. ./tvorcheskiv-otchyot-formirovanie-osnov- bezopasnosti
3 .nsportal.ru/detskiy-sad/materialy.. /bezopasnost-pamyatka- dlva-raditeley (памятка)