Татьяна Чешегорова
Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге».
Чешегорова Т. А.
Воспитатель Iкатегории
2014г
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге» размещена в разделах
Наше дошкольное образовательное учреждение – Саргатский детский сад №4 расположен в центре нашего посёлка, недалеко от перекрёстка перегруженных транспортом улиц Калинина и Худенко. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока мои воспитанники, переходят дорогу, держа маму за руку, но скоро им в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать их, и они будут без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить их правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.
И я задумалась над проблемой как сформировать представления детей о безопасном поведении на дороге, какие же существуют подходы по данному вопросу, какие необходимо подобрать образовательные средства и приёмы, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
Я стала работать над методической идеей «Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге».
Целью моей деятельности является отбор и систематизация игровых приемов, направленных на формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге.
Задачи:
1. Формирование начальных представлений детей о правилах безопасного дорожного движенияв качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения на дороге, через применение различных игровых приемов.
3. Развивать сотрудничество с семьёй, помогая родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
В своей работе я опиралась на содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Для формирования у детей начальных представлений о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства организовала и провела совместную деятельность по теме «Дорожная Азбука». Дети познакомились с понятием «Улица», «Пешеходный переход», «Перекресток», закрепили представления о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный). В игровой форме с применением загадок, формирую у детей знания, о дорожных знаках, их классификации, назначении (Игра «Найди свой знак», «Знатоки дорожных знаков», «Собери знак», «Моделируемые знаки»). Через ролевые игры «Гаражи и автомобили», «Автобус» познакомила детей с элементарными правилами поведения пассажиров, закрепили знания о транспорте, уточнила знания о профессии водителя. Используя дидактическую игру «Светофор», закрепила представления детей о назначении светофора, правила перехода через дорогу. Сюжетно-ролевая игра «Машины и пешеходы» помогла закрепить правила безопасности пешеходов. Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, при переходе улиц. Чтобы детям быть помощниками в таких ситуациях я провожу НОДы, проигрываем различные ситуации, просматриваем видео фильмы по правилам дорожного движения на темы : «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика». Использую шуточные задания («В гостях у сказки», «Автомульти», которые учат соотносить сказочного героя и его транспортное средство, закрепить понятие «воздушный», «наземный». «водный» транспорт; игры-путаницы : «Где мое место?», которые помогают закрепить знания детей о знаках дорожного движения;
-игры- драматизации (упражнение детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях, через принятие на себя определенных ролей);
- инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношения с окружающими;
-подвижные игры («Цветные автомобили», «Сигналы светофора»,«Охотники и зайцы», «Красный, желтый, зеленый», «Парковка» и др.);
-настольно- печатные игры (лото «Дорожные знаки», пазлы, домино «Перевертыши», разрезные картинки.).
Большой популярностью пользуется дидактическая игра «Перекрёсток», которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ей закрепляются многие изученные правила и знаки дорожного движения.
Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребё нок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевую игру «Автобус», расширяется круг правил поведения в общественном транспорте.
Перед началом работы, я провела диагностические исследования, которые показали: на начало учебного года высокий уровень составил- 28%, средний- 57%, низкий-16%.
Работа не завершена, по промежуточному мониторингу я увидела результативность в данном направлении: высокий уровень- 34%,средний уровень- 50 %,низкий уровень- 14%.
Работу по формированию у детей представлений о правилах безопасного поведения я продолжаю через кружковую работу.
В результате моей деятельности:
-собраны игры по формированию у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.
- подобрана картотека занимательных материалов, которые способствуют успешному усвоению детьми знаний по безопасному поведению на дороге.
- оформлен центр в группе, в котором имеется материал для рассматривания и обсуждения различных дорожных ситуаций.
- налажено тесное сотрудничество с родителями через участие в мероприятиях, посвященных правилам дорожного движения.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда ребенок в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения, умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.