Приложение МААМ

Доклад «Формирование первичных личностных представлений ребенка посредством развития положительной самооценки»

Наталья Суракова
Доклад «Формирование первичных личностных представлений ребенка посредством развития положительной самооценки»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование первичных личностных представлений ребенка начинается в раннем возрасте, у младенца начинает постепенно формироваться образ Я.

Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Что же именно он о себе узнает? Прежде всего, нечто самое общее и важное : нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Это передается от поколения к поколению. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают определить свою значимость для других.

Публикация «Доклад „Формирование первичных личностных представлений ребенка посредством развития положительной самооценки“» размещена в разделах

Позитивное эмоциональное самоощущение ребенка становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру.

К нам в центр помощи попадают детки разного возраста и судьбы. И как правило нам приходиться корректировать сформированные уже в раннем детстве первичные личностные представления. Представление ребенка о том, что он никому не нужен. Мы стараемся уделять каждому как можно больше внимания, ласки и своей любви. Берем их на руки, гладим по головке, говорим ласковые слова. Как можно чаще стараемся дать детям тактильный контакт и проговариваем добрые слова, что бы детки могли понять и ощутить, что они нужны нам. Что их любят.

Для того чтобы узнать сложились ли у малыша первоосновы образа себя, можно использовать такой прием: подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вести.

Если у ребенка сложилось позитивное отношение к себе, это найдет отражение в его поведении перед зеркалом. Уже в конце первого года жизни малыш с удовольствием рассматривает себя в зеркале, улыбается, прищуривает глазки, морщит носик, красуется, рассматривает детали одежды (например, вышивку на карманчике, играет со своим отражением, улыбается отражению взрослого. В этом возрасте дети способны узнать себя в зеркальном отражении. Они могут использовать зеркало для коррекции внешнего облика, совсем как взрослые.

Совсем другая картина наблюдается в поведении детей, когда близкие мало интересуются малышом, редко играют. В некоторых семьях, чаще у молодых родителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Или в семьях, где ребенок лишен даже ухода, где родители лишены родительских прав. Вследствие этого - отношение ребенка к себе недостаточно развито и не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности. Глядя на себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже негативные эмоций: настороженность, тревогу, боязнь, даже дети плачут. Поскольку близкие взрослые не практиковали личностно-ориентированного общения, не придавали ему особой значимости, ценности, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего, менее отчетливо переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интереса к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положительное самоощущение, чувство своего Я. В это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностную активность, инициативу, интерес в освоении окружающего мира. В это время развивается положительная самооценка. «Это Я», «Я красивый».

У нас в группе стоят на полочке зеркала, где ребенок может рассмотреть себя поближе, так же есть и большие зеркала, где видит ребенок себя во весь рост. Малыши начинают систематически использовать зеркало для коррекции своего внешнего вида. Для игры со своим отражением, для того, чтобы рассмотреть части одежды, которые видны только в зеркале: рисунок на платье, шапочку или платочек на голове.

Для того что бы ребенок ощутил свое личностное пространство мы каждому выделили коробочки.

Куда он может складывать все, что ему нужно, личное и только ему дорогое.

О формировании положительной самооценки говорит тот факт, что ребенок начинает легко узнавать себя на фотографиях. В своей работе мы практикуем, рассматривание детьми своих фотографий. У каждого ребенка есть свой альбом, где в любое время он может рассмотреть себя на разных фотографиях.

Получить положительные эмоции «Я на празднике», «Я – зайчик», «Я – на прогулке», «Я с другом» и т. д.

Работая над коррекцией эмоционально – волевой сферы проводим индивидуальные занятия по эмоциям, рисуют дети свои портреты и портреты своих друзей, прослушиваем музыку, используем дидактические игры (кто у нас хороший, назови ласково, кого не стало, я – умный, я – добрый, «Царь горы», «Возьми меня в игру» и т. д.

В старшей группе продолжается формирование первичных личностных представлений, развитие положительной самооценки на основе выделения собственных положительных характеристик качеств и особенностей,развитие интереса к личному прошлому и будущему.

Формирование первичных личностных представлений ребенка, через развитие положительной самооценки помогает создание портфолио. Портфолио – всматривание в себя.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и самооценки индивидуальных достижений ребенка.

Ведение портфолио для ребенка способствует развитию свободного общения с взрослыми и детьми, способствует развитию любознательности, помогает детям доброжелательно общаться со сверстниками, помогает детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. В ходе работы над страницами портфолио пополняется и активизируется словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении, расширяется представление о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

При обсуждении портфолио совершенствуется диалогическая речь: дети учатся участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их. Развивается умение детей рассказывать. Общение детей между собой и с взрослыми способствует усвоению и активному воспроизводству детьми социального опыта, формируются первичные личностные представления ребенка, через развитие положительной самооценки.

В этих проектах предусмотрена интеграция различных образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Познание».

Только вместе с педагогом ребенок решает чем и как будет пополнятся его портфолио.

Список литературы:

1. Сластёнин В. А. Педагогика2004. 286 -345 с.

2. Фомина Л. Ю. Что влияет на формирование самооценки. Начальная школа. 2003. №10 99–102 с.

3. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. Учеб. Пособие. Издательский центр» Академия»2002.-192с

4. Абраменкова, В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников текст. 1981.-28 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни текст. / К. А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. - 300 с.

5. Авраменко, В. В. Психологические особенности межличностных отношений в дошкольной группе детского сада текст. Минск. - 1992.

6. Александрова, Ю. В. Мир психологии. 1999. - № 2. - С. 38 - 44

Публикации по теме:

Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе» Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества.

Разработка занятия «Я — нужен» по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»Разработка занятия «Я — нужен» по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся» Тема : «Я – нужен» Цели: повышение самооценки обучающихся; осознание собственной значимости и необходимости в жизни других людей. Методическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формирование первичных личностных представлений ребенка посредством развития положительной самооценки»
Опубликовано: 8 мая 2015 в 13:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Формирование первичных личностных представлений ребенка посредством развития положительной самооценки»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Суракова (УИ 343904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД