Айнур Даниярова
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
FORMATION OF MORAL QUALITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PRESCHOOL ORGANIZATION
А. Ш. Даниярова
A. Sh. Daniyarova
Омский государственный педагогический университет, Омск
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация. Нравственное воспитание в дошкольной организации – это педагогическое направление, основанное на формировании духовно-нравственных и общечеловеческих качеств у детей дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения. Духовно развитый ребенок может достичь положительных результатов в области воспитания и обучения, благодаря осознанно полученным знаниям и самостоятельно применяемым в своей жизнедеятельности. В статье раскрывается опыт работы по формированию нарвственных качеств старших дошкольников в проектной деятельности.
Annotatin. Moral education in a preschool organization is a pedagogical direction based on the formation of spiritual, moral and universal qualities in preschool children in the process of education and training. A spiritually developed child can achieve positive results in the field of education and training, thanks to consciously acquired knowledge and independently applied in their life.
Ключевые слова: ребенок; духовность; воспитание; семья; общество.
Key words : child; spirituality; upbringing; family; society.
Что же собой представляют нравственные качества? Это своего рода набор свойств характера и нрава индивидуальной личности, который может отражать его внутренний мир. По нравственным качествам человека можно определить и оценить его уровень духовного развития в общем. Ориентируяюь на свои личностные качества человек может управлять своим поведением в отношении себя и окружающих.
Современность. Изменения. Реформа. Новшество. Инновация. Это не просто слова. Это понятия, которые мы все чаще слышим в нашей жизни. Это понятия, которые своим приходом касаются каждого и заставляют не осознанно и порой не осмысленно менять свои взгляды и подходы к жизни. С приходом данных понятий, человечество стремится достичь вершин данных идей, хотя может быть имеют случаи не сформированности и неосвоения каких-либо качеств и навыков, формирующихся в определенном сензитивном периоде.
Духовность. Человечность. Традиции. История. Нравственность. Это слова, которые, к сожалению, по реальности современности, отведены на второй план, после инноваций и новшеств. Мое мнение, не воспитав ребенка духовно, не привив ему нравственных качеств, нельзя и не возможно воспитать в нем индивидуальную личность, способную правильно осозновать и оценивать какую-либо ситуацию, не пропустив ее через обдуманность, сопереживание и расстановки перспективы за последствия. Изменения в мире, политике, социальных отношениях повлекли за собой изменения и в области морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В современном обществе, к сожалению, встречаются факты, где духовно-нравственные ценности находят преобразование в себеподобных аналогах. К примеру, электронные учебники заменили книги, социальные сети заменили живое общение, виртуальные игры заменили подвижные игры. Дети, в нашем случае, дошкольного возраста стали свидетелями эпохи аннимационных мультфильмов, которые зачастую не отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Это и является, по моему взгляду, актуальной проблемой на сегодняшний день.
Основы и особенности нравственного воспитания были изучены многими учеными [1, с. 607-609]. В. И. Даль рассматривал нравственные принцы противоположностью физическому, чувственному, душевному и гуманному. В. И. Даль утверждал, что человек, владеющий нравственными качествами всегда добропорядочен, пристоен, согласный со своей совестью и законами истины. Русский писатель Л. Н. Толстой утверждал, что нравственность зародилась вместе с человеческим обществом, и что главная роль отводится труду человека. Основываясь на духовно-нравственных нормах, люди научились понимать друг другу и налаживать взаимоконтакт в обществе.
Дошкольная организация является организацией образования, приоритетным направлением которой является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям [2, с. 3-5]. В обществе ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических элементов, создавать связующую между хорошим и плохим. Если у ребенка не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношения с окружающими, то формирование нравственных качеств будет носить характер обучения, запоминания, повторения, а не понимания и осознания этих норм. Следует согласиться что современное общество требует личность, владеющую разумными знаниями о нравственности и обладающую нравственными качествами.
Основой нравственного развития личности дошкольника является оптимальная социализация ребенка. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. И конечно же, в этом случае многое зависит и от ближайшего окружения – сверстников, педагогов и родителей, уровня и качества нравственного воспитания, характера взаимоотношений между детьми, стабилизация отношений в семье, уровня личностного нравственного роста. Воспитание и развитие в обществе, в данном случае в условиях дошкольной организации дает возможность проявления личностых качеств, как взаимопомощь, сочуствие, доброта и ответственность [3, с. 46]. Отсюда возникает необходимость предусмотрения в воспитательной системе развития индивидуальных качеств детей дошкольного возраста именно в коллективных взаимоотношениях, что позволит решить проблему формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Это побуждает дошкольника к стремлению совершать благое дело, добиваться успешного результата. А это, в свою очередь, развивает и формирует индивидуальную личность.
Исходя из вышераскрытых аспектов, следут поставить вопрос: «Как в дошкольной организации формировать нравственные качества у детей?». Основываясь на практике, можно дать ответ: «Через игру, совместную деятельность, образовательный процесс, преемственность с родителями». Игра является главным и основным видом деятельности в дошкольной организации. Через игру есть большая и эффективная возможность увидеть, понять, раскрыть и развить потенциал и какое-либо качество в ребенке [4, с. 2-5]. По обновленной программе дошкольного образования на основании SMART целей игры ведутся в трех видах: под руководством педагога, структурированная, свободная. Игры могут внедряться и проводиться в организованной образовательной деятельности, где идет охват всех воспитанников через совместную деятельность. К примеру в игру «Хорошее-плохое» дети могут проиграть в трех видах, где педагог, как наблюдатель, может увидеть в детях формирующиеся чувства, как: доброта, сопереживание, взаимопомощь. Обыгрывая игровую ситуацию, воспитанники невольно развивают в себе нравственные качества, что и есть положительные результат.
Не беря в счет тематические занятия по духовно-нравственному воспитанию, чтение стихов и исполнение песен, участие в творческих мероприятиях, конкурсы рисунков, можно рассказать о «педагогических опытах», применяемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. Из опыта практики, могу отметить эффективность проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в направлении духовно-нравственного воспитания : «Национальные ценности моего народа», где работы были направлены на практическую деятельность по прикладному искусству казахского национального ремесла (работа с веретеном, плетение камчи, изготовление ювелирных украшений, пошив национальных атрибутов, изготовление напольного ковра, верховая езда); «Великий Абай в наших сердцах!», проект посвященный 175-летию казахского писателя Абая Кунанбаева, где были привлечены представители казахстанкой системы образования и культуры, также представители образования и социального общества Германии и Южной Африки. В последнем проекте воспитанники стали участниками конкурса выразительного чтения стихотворений поэта, а педагоги яслей-сада исполнили песню Абая Кунанбаева «Ты зрачок глаз моих» на трех языках (казахский, русский, английский, силами детей и родителей была организована выставка национальных атрибутов. Роль родителей также важна и безценна. В детском саду проводится ряд совместных мероприятий, к примеру «Голос великой степи», посвященный 30-летию Независимости Республики Казахстан, где родители читали произведения казахских писателей; челлендж «Время читать», в котором родители с детьми и педагоги читают ресурсы по нравственному воспитанию.
Я убеждена, что при систематичности работ в направлении по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, можно воспитать личность с высоким моральным духом, осознанным отношением к национальным ценностям, уважением к нравственному самосознанию.
Литература
1. Тихонова, Э. В. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка / Э. В. Тихонова, А. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 607-609.
2. Балацкая, С. В. Что такое патриотическое воспитание? / С. В. Балацкая // Караганда: Педагогический журнал «Дошкольное оразование». – 2013. – № С. 3 с.
3. Кудрявцева Е. А., Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях: автореферат дис.. доктора педагогических наук: 13.00.01,13.00.07/ Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2005.- 46 с.
4. Касымова, Г. М. Применение игровой терапии в духовно-нравственном развитии личности : статья / Г. М. Касымова // Алматы: Педагогический журнал «Дошкольное образование». – 2010. – № С. 2 с.