МААМ-картинки

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

ИРАДА БАГИРОВА
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Семья - это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания определена тем, что в ней ребенок находится в течение существенной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладывается фундамент личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Многие родители не понимают полноценного значения того, что именно в детстве происходит формирование социальных норм, моральных требований: образцов, основанных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольникам приходят педагоги ДОУ. Перед педагогами ДОУ появляется необходимость довести до родителей, что в первую очередь в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно исключительно при условии единого взаимодействия,а также взаимодействия семьи и ДОУ. Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображение, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей такие качества как : заботу, внимательность, доброжелательность и тд. На основе этого дружба, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердию, состраданию, честности, стремлению к совершению добра, неприятие зла и прочее. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода пребывания ребёнка в детском саду, и строится как вовремя организованной, так вовремя и самостоятельной деятельности детей. Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории дошкольников, планируется от 10 минут детей младшего дошкольного возраста) до 30 минут детей старшего дошкольного возраста). В течение этого времени ребенок включён в организованную образовательную деятельность, когда педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники добровольно и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыгрывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно — ролевых и театрализованных игр. Педагоги ДОУ осуществляют нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность: Непосредственно образовательную деятельность, беседы, тренинги, обыгрывание и придумывание различных ситуаций, тематические встречи, трудовые поручения, чтение художественной литературы, самостоятельную детскую деятельность, игры по интересам, продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную деятельность.

Публикация «Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается тенденция к продолжению воссоздания правого общества с высокой культурой отношений между людьми, которые определяются высоконравственной социальной справедливостью, когда от нас с Вами — взрослых зависит духовное и нравственное становление личности ребенка. К великому сожалению, мы не можем не принять того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации. Находясь рядом с родителями, дети нередко предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом с мамой, изображать отрицательных персонажей различных мультипликационных «страшилок», часто носящих низкоморальное содержание. Бессмысленно перечислять все беды, которые порождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От исчезновение традиций, морали, совести, преобладания негативных качеств ни одно государство не останется в выигрыше, не станет сильными процветающим. В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание духовных, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно- нравственный компонент в содержании образования. Все области современного дошкольного образования : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции. Это служит поддержкой формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. На родителей возлагается обязанность быть любящими, терпеливыми и снисходительными к детским шалостям. Семейное воспитание — это пошаговая и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию нравственных ценностей при подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни, воспитанию полноценных и адекватных сограждан современного общества. Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время призвано решить задачу исторического масштаба- выполнить просветительскую миссию, от которой зависит будущее нашей страны. А тропа эта лежит через образовательное пространство — плодородное «поле», которое пропорционально объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный добрый мир. И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества — деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь кардинального изменения, саморазвития и самообразования — успешной самореализации в настоящем и будущем.

Семья и детский сад – два объединенных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Действенно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день.

Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Ведущими целями программы являются – установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Задачи:

Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.

Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.

Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.

Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Формирование позитивных форм общения.

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т. д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега).

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения и семейных традиций возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

Литература:

1. Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Розова О. В. Щербакова И. А. – 2-е изд. и доп. – М. : АРКТИ, 2003.

2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей : вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.

3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М:ТЦ Сфера, 2007.

4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М: Линка-Пресс, 2003.

5. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Подготовительные работы по благоустройству летнего участка в тесном взаимодействии с родителями воспитанниковПодготовительные работы по благоустройству летнего участка в тесном взаимодействии с родителями воспитанников Столько света! Столько солнца! Столько зелени кругом! Наступило снова лето, И тепло пришло к нам в дом. Лето – самое долгожданное.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 21:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем ИРАДА БАГИРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД