ИРАДА БАГИРОВА
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Семья - это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания определена тем, что в ней ребенок находится в течение существенной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладывается фундамент личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Многие родители не понимают полноценного значения того, что именно в детстве происходит формирование социальных норм, моральных требований: образцов, основанных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольникам приходят педагоги ДОУ. Перед педагогами ДОУ появляется необходимость довести до родителей, что в первую очередь в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно исключительно при условии единого взаимодействия,а также взаимодействия семьи и ДОУ. Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображение, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей такие качества как : заботу, внимательность, доброжелательность и тд. На основе этого дружба, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердию, состраданию, честности, стремлению к совершению добра, неприятие зла и прочее. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода пребывания ребёнка в детском саду, и строится как вовремя организованной, так вовремя и самостоятельной деятельности детей. Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории дошкольников, планируется от 10 минут (у детей младшего дошкольного возраста) до 30 минут (у детей старшего дошкольного возраста). В течение этого времени ребенок включён в организованную образовательную деятельность, когда педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники добровольно и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыгрывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно — ролевых и театрализованных игр. Педагоги ДОУ осуществляют нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность: Непосредственно образовательную деятельность, беседы, тренинги, обыгрывание и придумывание различных ситуаций, тематические встречи, трудовые поручения, чтение художественной литературы, самостоятельную детскую деятельность, игры по интересам, продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную деятельность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
В настоящее время наблюдается тенденция к продолжению воссоздания правого общества с высокой культурой отношений между людьми, которые определяются высоконравственной социальной справедливостью, когда от нас с Вами — взрослых зависит духовное и нравственное становление личности ребенка. К великому сожалению, мы не можем не принять того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации. Находясь рядом с родителями, дети нередко предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом с мамой, изображать отрицательных персонажей различных мультипликационных «страшилок», часто носящих низкоморальное содержание. Бессмысленно перечислять все беды, которые порождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От исчезновение традиций, морали, совести, преобладания негативных качеств ни одно государство не останется в выигрыше, не станет сильными процветающим. В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание духовных, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно- нравственный компонент в содержании образования. Все области современного дошкольного образования : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции. Это служит поддержкой формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. На родителей возлагается обязанность быть любящими, терпеливыми и снисходительными к детским шалостям. Семейное воспитание — это пошаговая и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию нравственных ценностей при подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни, воспитанию полноценных и адекватных сограждан современного общества. Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время призвано решить задачу исторического масштаба- выполнить просветительскую миссию, от которой зависит будущее нашей страны. А тропа эта лежит через образовательное пространство — плодородное «поле», которое пропорционально объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный добрый мир. И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества — деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь кардинального изменения, саморазвития и самообразования — успешной самореализации в настоящем и будущем.
Семья и детский сад – два объединенных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Действенно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день.
Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Ведущими целями программы являются – установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи:
Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Формирование позитивных форм общения.
Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т. д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега).
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения и семейных традиций возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Литература:
1. Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Розова О. В. Щербакова И. А. – 2-е изд. и доп. – М. : АРКТИ, 2003.
2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей : вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М:ТЦ Сфера, 2007.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М: Линка-Пресс, 2003.
5. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.