Ларионова Олеся
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с родным краем.
Воспитатель : Ларионова Олеся Викторовна
Челябинск, МБДОУ№ 423
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Мы, с ранних лет формируем первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностям Челябинской области.
Многие семьи, в настоящее время, имеют возможность путешествовать. Современные дети достаточно часто бывают за границей. И с каким же восхищением и восторгом они рассказывают о необыкновенной природе, культуре, с которыми им пришлось познакомиться в новой чужой стране. Рассказы детей и их блестящие глаза меня натолкнули на мысль: а могут ли эти дети так же эмоционально рассказать о своем родном крае, о своем городе? Что они вообще знают о месте, где родились и растут, ходят в детский и сад и заводят первых друзей?
Из беседы с детьми, я выявила, что знания о своей Родине частичные и недостаточно яркие. И я решила помочь им научиться гордиться своей маленькой Родиной. Именно это желание содействовало созданию проекта «Нет милей родного края…».
Цель данного проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края во взаимодействии с семьей.
Задачи:
1. Познакомить с историей родного города.
2. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
3. Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
4. Приобщать к культурным народным традициям и знакомить с природными богатствами Урала через творчество П. Бажова.
5. Воспитывать нравственно-патриотические чувства по отношению к семье, родному городу, краю.
6. Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Организация и проведение работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и разбита по четырё м направлениям:
- Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и развлечения.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
- Работа с родителями.
Первое направление знакомит дошкольников с родным краем, природными явлениями в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Урала. Оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой.
Первое представление детей об Урале дала детям через занятие «Урал моя малая Родина», где раскрыла детям понятие о родном крае, о городе Челябинске. Далее, ежемесячно, мной были проведены занятия познавательного цикла, «Сказка о том, как появилась домовая роспись», «Жили, были …» (бревенчатая изба, «Сказ об Урале батюшке», «Знакомство с национальной одеждой народов Урала», на которых дети получили знания о родном крае, об его богатстве, об истории заселения Челябинска, познакомились с традиционно – бытовой культурой русского народа. В течение года знакомлю детей с природой Урала, его богатствами посредствам творчества уральского писателя Павла Бажова.
Также знакомлю детей с легендами об Урале, с литературой башкирского, татарского народов, разучиваю с детьми пословицы, поговорки народов Урала.
После каждого познавательного занятия провожу занятия по художественной деятельности. На данных занятиях дошкольники знакомятся с предметами из прошлого: с фотографиями своего города в прежнее время, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого с дошкольниками.
Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, в первую очередь, в совместной деятельности я разучила с детьми народные русские, башкирские, татарские подвижные игры, которые позволили детям развивать силу, смекалку, ловкость, развивать умение понимать природу. Через игру познакомила с национальными традициями, помогла проникнуться чувством общего результата, переживать положительные эмоции от игры.
Чтобы дать детям возможность самостоятельно организовывать игровую деятельность, необходимо было создать соответствующую развивающую среду. Поэтому в группе я решила сделать «русскую избу». Дети стали активными помощниками при создании русской печки, они с большим удовольствием склеивали коробки, помогали в оформлении печи и с огромным интересом слушали, почему же в старину печь называли «печка-матушка». А чтобы игра была более насыщенной и интересной в нее было внесено большое количество русско-народных атрибутов : предметы быта (маслобойка, чугунок, деревянные ложки, самовар, прялка, коромысло, деревянная лавка, посуда из папье – маше, лоскутное одеяло, рушник с народным орнаментом, половички тканые, костюмы. При создании некоторых костюмов, я старалась привлекать и детей, одновременно обогащая их знания о создаваемой веще. Таким образом, создавая уголок «Русской избы» дети получали новые знания, а также впечатления от совместной деятельности. Вместе с детьми была создана картинная галерея «Русская изба», где ребята делали рамки для картин в народном стиле, а дома вместе с родителями рисовали картины для выставки. Закреплять знания и поддерживать интерес у детей мне помогали народные праздники и развлечения: «Осенины», «Раз под вечерок девица гадала», «Масленица». На которых дети, в народных костюмах, пели и водили хороводы, играли в народные игры и проводили различные обряды.
Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в самостоятельной художественной деятельности дети сами украшают прялки, головные уборы, рисуют русскую избу (по образцу, и в музыкальной деятельности поют хороводные песни.
В группе создала мини – музей «Русская изба» : русская печь, предметы быта (маслобойка, чугунок, деревянные ложки, самовар, прялка, коромысло, лавка, посуда из папье-маше, лоскутное одеяло, рушник с народным орнаментом, половички тканые, куклы бабки и дедки в русских костюмах. Оформила уголок «Чем знаменит наш Урал» : где представлены фото альбомы (полезные ископаемые, камни – самоцветные, Каслинское литьё, Урало – сибирская роспись, одежды народов Урала, достопримечательности Челябинска, природа Урала, портрет Павла Бажова, сказы П. Бажова, книги с уральскими легендами). В свободной деятельности дети играют в настольную игру «Народные промыслы», дидактические игры «Путешествие по городу», «Собери герб Челябинска», «Птицы, животные нашего края», используют русские народные костюмы, головные уборы народов Урала в сюжетно – ролевых играх.
Четвёртое направление
На начальном этапе было проведено с родителями анкетирование. К своему сожалению, узнала по результатам анкетирования, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т. к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Провела родительское собрание на тему «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?». Целью моего собрания было формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизма. После небольшой консультации для родителей провела викторину о нашем городе. Родители прекрасно справились с вопросами викторины.
Вместе с родителями мы создали альбомы «Достопримечательности Урала», «Природа Южного Урала», «Мы такие разные: мама, папа, я, но вот что интересно - мы одна семья» - это помогло составить общую картину знаний и представлений родителей о родном крае.
Для более активного привлечения родителей, я начала организовывать конкурсы и выставки «Ёлочная игрушка» - старая семейная реликвия», «Русская изба», «Национальный головной убор».
Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали пословицы о Родине, создали альбомы «Достопримечательности Челябинска», «Природа Южного Урала». Родители участвовали в подборке открыток о Башкирии, Татарстане; открыток и рецептов национальной кухни народов Южного Урала.
Увлекательно прошли вечера отдыха «Осенины», «Раз под вечерок девица гадала», «Масленица», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах - это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу и подчё ркивают первостепенность истины: «Русский человек без Родины не живёт»
В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная заранее, была достигнута. Дети прониклись любовью к родному краю. У них начало формироваться чувство гордости за свою малую Родину. Детям не составит особого труда рассказать, чем славится их родной край. Гораздо глубже стали знания об истории своей Родины.
Воспитать же действенную любовь к близким людям, к малой родине, помогли совместные усилия детского сада и семьи.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это передано было детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственно - патриотических чувств.