Елена Кулябина - Кондратова
Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Формирование у дошкольников нравственно – патриотических качеств»
Результативность опыта
Педагогический анализ приводился с мая 2013 года по декабрь 2014 года в МБДОУ детский сад № 18 «Счастливое детство, по адресу: краснодарский край, Тбилисский район, село Ванновское, улица Гагарива,2.
В качестве испытуемых были определены дети 5—6 лет в количестве 12 человек.
Опытно — экспериментальная работа проходила в три этапа:
Публикация «Проект „Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента ставились следующие задачи:
1. Проанализировать эффективность работы по этнокультурному образованию дошкольников.
2. Выявление теоретических знаний, и параллельно вместе с ними, практических общекультурных умений воспитанников МДОУ, позволяющих переносить духовно — нравственную и интеллектуальную составляющую русской культуры на предметно — практическую и коммуникативную деятельность детей.
3. Разработать критерии для определения уровня теоретических знаний, как следствие, общекультурных умений старших дошкольников.
4. Проведение анкетирования родителей и педагогов для определения педагогически целесообразных подходов этнокультурного воспитания дошкольников в процессе организации взаимодействия ДОУ и семьями детей.
диагностика эффективности работы ДОУ по направлению
этнокультурного образования проводится в процессе обследования воспитанников, их родителей и педагогов данной группы.
Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и
практических умений у детей экспериментальной группы, касающихся:
- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных
праздников, разных видах народно — прикладного творчества, а также
умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности,
связанных с отражением представлений о народной культуре;
- потребности использовать данные знания на практике;
- уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания.
диагностика проводилась в пять этапов.
На 1 этапе проверялись знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью проведения дидактической игры «Ремёсла на Руси».
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.
Уровень умений использовать в соответствии с назначением предметы русского быта выявлялся в процессе проведения дидактической игры «Чудесный сундучок» За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
На 2 этапе проверяются умения воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке и рисованию (загадки и отгадки).
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
На З этапе определяем уровень знаний разных видов народно — прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы»
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
На 4 этапе эксперимента проверяется умение ориентироваться на практике в разных видах народно — прикладного творчества в процессе проведения игр «Народные узоры» (приложение 16).
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Умение использовать разные виды народно — прикладного творчества выявляли в процессе продуктивной деятельности во время проведения занятия «У Матрёшки день рождения» (приложение 18).
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.
На 5 этапе эксперимента проверяются знания русских народных праздников и традиций — с помощью опроса детей (приложение 19).
За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.
Умения использовать знания русских народных праздников и традиций определяли с помощью игры «Отгадай праздник» (приложение 20). За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре определялось в процессе участия детей в подготовке и проведении русского народного праздника, где детям давались необходимые материалы и костюмы.
Анализ результатов экспериментального исследования
Спецификой анализа результатов научно — исследовательской работы в ДОУ является то, что педагогический мониторинг, который проводился в конце эксперимента и фиксировал результаты развития, воспитания и обучения участников экспериментальных групп ДОУ, сопровождался экспресс- диагностикой. Результаты диагностики показывают:
• изменения уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества;
• повышения потребности использовать данные знания и умения на практике;
• улучшения умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанной с отражением представлений о народной культуре;
• сформированность умений самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения, навыки;
Данные изменения должны подтвердить эффективность разработанной нами методикой формирования у детей 5-6 лет знаний о русской народной культуре и общепрактических умений, связанных с отражением представлений о народной культуре. Итак:
Экспресс-диагностика проводилась в 2 этапа.
На Т этапе проверялось, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью опроса, диагностической дидактической игры, проведения тестирования (2 серии заданий).
На II этапе выявлялось изменение личностной позиции ребенка до- школьного возраста в процессе применения данных знаний в продуктивной (например, изобразительной) деятельности (3 серии заданий).
Таким образом, дети старшей группы овладели на достаточном уровне знаниями названий и назначения предметов русского народного быта (50 % детей - высокий уровень, 50 % - средний уровень, низкого уровня компетенции нет) и, более осмыслено, могут использовать в соответствии с назначением предметы русского быта (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, низкого уровня компетенции нет). Полученными знаниями дошкольники пользуются в обыгрывании сюжетов сказок, в театрализованных постановках.
Так же повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества и умений использовать их в своих работах (58 % детей - высокий уровень, 42 % - средний, О % - низкий уровень).
На конец эксперимента ярко видна динамика развития технических навыков и навыков в передаче колорита. Дети не затруднялись, с чего начать, смело приступали к работе, техника рисования улучшилась и соответствовала возрасту, воспитанники проявляли фантазию на занятиях по замыслу.
Дошкольники овладели умением воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в рисовании, лепке (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, О % - низкий). Повысился интерес к художественной изобразительной деятельности и творчеству. Полученные знания дети применяли в свободной художественной деятельности.
Дошкольники принимают осмысленно и активное участие в подготовке и проведении русских народных праздников и театрализованных игр.
Уровень стал высоким у 25 % детей, у остальных детей средний уровень - 75 %, детей с низким уровнем - О %.
В течение экспериментальной работы у ребят сформировался интерес к народным праздникам. Дошкольники изготовляли приглашения на праздники, необходимые атрибуты, расписывали яйца и др. Они активно участвовали в подвижных народных играх, хорошо знали правила, слова закличек, народных песенок, водили хороводы, выполняли русские народные танцевальные движения. Поэтому в итоге, во время словесной дидактической ИГРЫ «Отгадай праздник», дети смогли назвать народные праздники и объяснять, что это за праздник и когда они бывают.
В целом повысился уровень компетенции детей. С высоким уровнем - 33 % воспитанников, средний уровень - 67 % детей, с низким уровнем - О %. Это подтвердило результативность экспериментальной работы и доказало эффективность методики формирования у детей 5-6 лет знаний о русской национальной культуре.