Комогорова Дарья
Формирование навыков умывания детей младшей группы посредством использования малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Комогорова Дарья
"Формирование навыков умывания детей младшей группы через использование малых фольклорных форм"
Тема статьи: "Формирование навыков умывания детей младшей группы через использование малых фольклорных форм".
Автор: Комогорова Дарья Дмитриевна.
Научный руководитель: Н. В. Петрова, преподаватель высшей квалификационной категории.
Вступление:
Публикация «Формирование навыков умывания детей младшей группы посредством использования малых фольклорных форм» размещена в разделах
Важным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в освоении культурно-гигиенических навыков в младшем возрасте определены следующим образом: использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Как показывает практика, при наблюдении дети-дошкольники не достигают целевых ориентиров, так как в настоящее время многие родители и педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для детей гораздо актуальнее научится самостоятельности.
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения. Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор.
Основная часть:
Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм в образовательном процессе, поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., в следствии чего, он активно способствует духовному, культурному развитию, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании подрастающего поколения.
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение имеет освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее подходящие формы и методы воздействия.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, А. Р. Малер, Л. М. Шипицина. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.
Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Е. А. Аркин, Н. М. Щелованов и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми.
По-мнению педагога З. А. Гриценко, изучавшего влияние фольклора на развитие ребенка, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством проявления познавательной активности и самостоятельности. И действительно, прибаутки, потешки вызывают радость и у ребенка, и у взрослого.
Вывод:
Актуальность использования фольклора в ДОУ. Можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, можно выделить такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». Можно прийти к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». Актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Всем спасибо за внимание.