Зоя Кузнецова
«Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать - без речи нет человека. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром.
Публикация «„Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня“» размещена в разделах
Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Проводимая ежегодно диагностика показывает, что развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает большие проблемы. Это связано с тем, что у дошкольников с речевыми нарушениями не развито, либо отсутствует «чувство языка», или, как его ещё называют, языковое чутьё. С особыми трудностями в коррекционной работе по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР приходилось сталкиваться при формировании навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи. Нарушение грамматического строя речи, аграмматизмы создают трудности как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе. Кроме того, грамматические ошибки долго сохраняются в речи детей, а затем как бы вторично, проявляются при обучении письму. Исходя из актуальности освещенной проблемы, цель моей работы следующая: сформировать навыки согласования существительных с прилагательными в устной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня.
В коррекционной работе по формированию навыков согласования существительных с прилагательными определила несколько направлений:
1. словоизменение существительных;
2. словоизменение прилагательных;
3. расширение лексики;
4. согласование существительных с прилагательными.
Работа по формированию словоизменения существительных и прилагательных осуществлялась по всем грамматическим категориям (число, род, падеж).
Над формированием словоизменения существительных работала в следующей последовательности.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж, родительный, дательный, творительный.
3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
При определении последовательности работы над каждой грамматической формой мною учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное, наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные и др.).
С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциацию единственного и множественного числа существительных, и прежде всего закрепление формы множественного числа проводила в следующей последовательности:
1. Формы множественного числа с окончанием – ы (стол – столы);
2. Формы множественного числа с окончанием – и (мяч – мячи);
3. Формы множественного числа с окончанием – а (дом – дома);
4. Формы множественного числа с окончанием – я (стул – стулья).
Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа осуществляла с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе в следующей последовательности:
1) винительный падеж;
2) родительный падеж;
3) дательный падеж;
4) творительный падеж.
В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа учитывала семантику падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легкими.
В связи с этим использовала следующую последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:
1) дательный падеж;
2) творительный падеж;
3) родительный падеж;
4) винительный падеж.
Дательный падеж.
1. Формы с ударным окончанием – ам, - ям.
2. Формы с безударным окончанием – ам, - ям.
Творительный падеж.
1. Формы с ударным окончанием – ами, - ями.
2. Формы с безударным окончанием – ами, - ями
Родительный падеж.
Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова.
С учетом продуктивности окончаний родительного падежа использовала следующую последовательность в работе.
1. Формы с окончаниями – ов, - ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный :
а) с ударным окончанием (столов, котов);
б) с безударным окончанием (тигров, орехов).
2. Формы с окончаниями – ов, - ев существительных среднего рода на
– ья в именительном падеже множественного числа (платья, деревья).
3. Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:
а) с сохранением звуковой, структуры основы слова (коров, собак, ворон);
б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, сумок, юбок, леек, тропинок).
4. Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание – а в именительном падеже множественного числа:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);
б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, писем, блюдец, полотенец).
5. Формы с окончанием – ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук :
а) с ударным окончанием (ежей, гусей);
б) с безударным окончанием.
6. Формы с окончанием – ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы :
а) с ударным окончанием (мышей, печей);
б) с безударным окончанием (тетрадей, медалей).
7. Формы с окончанием – ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, морей, полей).
Винительный падеж.
Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности - неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа я опиралась на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности-неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой малоупотребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с общим недоразвитием речи. Их усвоение происходит в течении длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
Следующим этапом моей работы стало формирование словоизменения прилагательных. Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
При формировании системы словоизменения прилагательных мною учитывалась последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных.
Логопедическую работу по формированию словоизменения прилагательных проводила в следующей последовательности:
1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода.
а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.
2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:
а) в беспредложных конструкциях;
б) в предложных конструкциях.
3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:
а) в беспредложных конструкциях;
б) в предложных конструкциях.
Закрепление согласования прилагательного с существительным проводила сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее в связной речи. Составляя различные словосочетания, предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, я подготавливала детей к связному высказыванию.
На протяжении всей работы большое внимание уделяла расширению лексики. Одновременно с обогащением словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Специально созданные мною проблемные ситуации помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные с существительными.
Своевременное выявление нарушения процесса формирования навыков согласования существительных с прилагательными, проведенная коррекционная работа дали положительную динамику. Большинство детей успешно овладели навыками согласования существительных с прилагательными в устной речи. Но эта работа является сложной для дошкольников с ОНР и требует длительного времени.
Максимальный эффект логопедической работы может быть достигнут, если:
- первоначально грамматические значения слов отрабатываются в импрессивной речи;
- осуществляется работа по формированию словоизменения существительных и прилагательных по всем грамматическим категориям, характерным для этих частей речи (род, число, падеж);
- навык согласования существительных с прилагательными отрабатывается на фронтальных и индивидуальных занятиях в определенной системе;
- учитывается ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.