Татьяна Федосеева
Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В последнее десятилетие мы слышим все больше нареканий от учителей начального образования в адрес дошкольных работников по уровню речевого развития детей. Наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школьному обучению также в сфере моторики, произвольного внимания и в сфере эмоционального развития.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики „Расскажи стихи руками“» размещена в разделах
Проблема: В наше дошкольное отделение приходят дети 4 лет — среднего дошкольного возраста. Это очень сложный период в детском развитии. Осложняется положение тем, что начинается период адаптации, когда дети испытывают трудности в общении, дискомфорт в эмоциональном состоянии, что проявляется в замкнутости, зажатости, тревожности детей.
Цель: Обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников через систему работы по методике «Расскажи стихи руками».
Гипотеза: Эти проблемы можно решить эффективней, если использовать методики, проверенные опытом многих поколений, а именно: специальные игровые методики, так как только игра — естественная деятельность ребенка.
Результаты: Несколько лет используя игровую методику «Расскажи стихи руками», я с уверенностью могу сказать, что мне это помогает быстрее наладить с детьми эмоциональный контакт, помочь тревожным, детям вступить в общение без усилия. Сохранение психо-эмоционального здоровья детей есть основа здоровья физического. В нашей группе самый высокий уровень посещаемости детей в течение года и самый низкий процент заболеваемости.
Думаю, что никому не надо доказывать, как важен для человека дар слова. Русский писатель Аксаков К. С. писал:
Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». |
Работа над развитием языка детей, считает известный педагог Усова А. П., занимает в дошкольном возрасте одно из важнейших мест, так как именно в это время ребенок овладевает лексической, фонетической и, особенно, эмоционально-выразительной его стороной. Темпы овладения языком — поразительны.
Одно из условий успешного общения — умение организовать общение, то есть, быть открытым и эмоционально настроенным на общение.
Большую роль в общении играет владение невербальной коммуникацией: интонацией, мимикой, жестами, позой, которые сопровождают речь. По движениям можно определить эмоциональное состояние ребенка.
И очень важно не только понять состояние ребенка, но и помочь ему выразить свои чувства, помочь справиться с тревожностью, неуверенностью, боязнью насмешки, особенно если это касается какого-то недостатка речи. Легче и естественней, без особых усилий, это можно сделать в игровой ситуации.
Игра- основное занятие детей, важнейшая из всех деятельностей. Пальчиковые, жестовые игры неоценимы в речевом развитии детей!
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.
Один из эффективных игровых методик речевого развития: методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. Одновременно решается множество задач, а именно:
• работа над звукопроизношением;
• расширение словарного запаса;
• овладение лексикой родного языка;
• совершенствование выразительности речи;
• развитие эмоциональной сферы.
В эмоциональном развитии детей важную роль играет интонационная выразительность речи как воспитателя, так и самого ребенка. Голос - особое средство выразительности. Умение осознавать характер интонации позволяет ребенку улавливать оттенки речи, полнее, богаче и точнее воспринимать окружающий мир.
На формирование интонации речи, ее эмоционального обогащения, огромное воздействие оказывают взрослые. Непроизвольно копируя, ребенок осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и другие выразительные особенности голоса.
Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает их эмоциональное состояние. Чтобы выработать у ребенка легкую, выразительную, живую речь, интонационно богатый голос, необходима систематическая работа
Обучать детей по методике «Расскажи стихи руками» можно начинать с младшего возраста, так как детям этого возраста очень интересно не только услышать каждое слово, но и жестом, движением как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через действие в игре.
Алгоритм действия по методике:
1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;
2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;
3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.
В старшем дошкольном возрасте можно, как усложнение, показывать движения не только по содержанию каждой строки, но и каждого слова в нем.
Движения можно обогащать и видоизменять, делить стихи на части, проявлять свое творчество. При подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, и индивидуальные особенности детей.