Манохина Светлана
Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр.
Аннотация: данная статья раскрывает способы формирования познавательного интереса у детей младшего возраста при помощи дидактических игр. Так как младший дошкольный возраст- это самый благоприятный период для формирования познавательных процессов ребенка, дидактическая игра- наиболее эффективный инструмент для пробуждения интереса к познанию. В данной статье можно найти перечень дидактических игр для каждого аспекта познавательной деятельности.
Темочки:
Ключевые слова: дидактические игры, младший дошкольный возраст, познавательная активность, познавательный интерес, образовательная деятельность, ФГОС ДО.
Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С. Т. Шацкий
Дети- постоянные пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач нахождения ребенка в детском саду.
Познавательная активность проявляется с рождения и непрерывно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше, практически на протяжении всей жизни. Дошкольное детство- очень важный период, ведь именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательный интерес- важная составляющая познавательной активности. Она выделена в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по- иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Однако зачастую во время образовательной деятельности дети почти не задают встречных вопросов, а после занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, часто не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, а следовательно, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Дидактическая игра- самый лучший способ пробудить у дошкольников интерес к познавательной деятельности, так как она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребенок увлеченный игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактические игры также помогают активизировать познавательные процессы через направленность интереса ребенка на предметы и явления окружающей действительности; формировать потребность к познанию, появлению новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер, формировать связную речь и активизировать словарный запас ребенка.
Существует огромное количество дидактических игр, направленных на формирование различных навыков познавательной активности. Так, например, для развития мышления подойдут такие игры : «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний».
Для развития внимания: «Накрой на стол», «Угадай настроение», «Найди одинаковые рукавички», «Что где растет?».
Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», 2Что за время года?», «Кто что ест?»
Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».
Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».
Для того, чтобы дидактическая игра стала эффективным инструментом развития познавательных способностей ребенка, нужно учесть несколько рекомендаций:
1. Наглядность в игре должна представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.
2. Обязательно нужно использовать словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям – все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения.
3. Время проведения дидактической игры с младшими дошкольниками не должно превышать 7 минут для детей 2 младшей группы и 10 минут для детей средней группы.
Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений благотворно отражается на их навыках и умениях. Дидактическая игра направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально- поисковой деятельности.
В результате использования дидактических игр и упражнений в образовательной деятельности дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно- образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
В связи со сказанным становится очевидным, что, используя дидактические игры и упражнения для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.-С. 160.
2. Максимова М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017.- № 46.-С. 302-304.