Папки-передвижки

Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр

Манохина Светлана
Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр.

Аннотация: данная статья раскрывает способы формирования познавательного интереса у детей младшего возраста при помощи дидактических игр. Так как младший дошкольный возраст- это самый благоприятный период для формирования познавательных процессов ребенка, дидактическая игра- наиболее эффективный инструмент для пробуждения интереса к познанию. В данной статье можно найти перечень дидактических игр для каждого аспекта познавательной деятельности.

Публикация «Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

Ключевые слова: дидактические игры, младший дошкольный возраст, познавательная активность, познавательный интерес, образовательная деятельность, ФГОС ДО.

Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т. Шацкий

Дети- постоянные пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач нахождения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и непрерывно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше, практически на протяжении всей жизни. Дошкольное детство- очень важный период, ведь именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес- важная составляющая познавательной активности. Она выделена в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по- иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Однако зачастую во время образовательной деятельности дети почти не задают встречных вопросов, а после занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, часто не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, а следовательно, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Дидактическая игра- самый лучший способ пробудить у дошкольников интерес к познавательной деятельности, так как она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребенок увлеченный игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактические игры также помогают активизировать познавательные процессы через направленность интереса ребенка на предметы и явления окружающей действительности; формировать потребность к познанию, появлению новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер, формировать связную речь и активизировать словарный запас ребенка.

Существует огромное количество дидактических игр, направленных на формирование различных навыков познавательной активности. Так, например, для развития мышления подойдут такие игры : «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний».

Для развития внимания: «Накрой на стол», «Угадай настроение», «Найди одинаковые рукавички», «Что где растет?».

Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», 2Что за время года?», «Кто что ест?»

Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».

Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».

Для того, чтобы дидактическая игра стала эффективным инструментом развития познавательных способностей ребенка, нужно учесть несколько рекомендаций:

1. Наглядность в игре должна представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.

2. Обязательно нужно использовать словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям – все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения.

3. Время проведения дидактической игры с младшими дошкольниками не должно превышать 7 минут для детей 2 младшей группы и 10 минут для детей средней группы.

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений благотворно отражается на их навыках и умениях. Дидактическая игра направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально- поисковой деятельности.

В результате использования дидактических игр и упражнений в образовательной деятельности дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно- образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

В связи со сказанным становится очевидным, что, используя дидактические игры и упражнения для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.-С. 160.

2. Максимова М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017.- № 46.-С. 302-304.

Публикации по теме:

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 29 апреля 2023 в 20:17
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков познавательной активности у младших дошкольников посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Манохина Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД