Ирина Ситникова
Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат
Учитель Ситникова Ирина Владимировна.
Тема «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР»
Я работаю в классе, где обучаются дети с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.
Публикация «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Программа «Математические представления» была разработана специально для детей, обучающихся в нашем классе, с учётом их особенностей.
Математические представления необходимы для развития у наших обучающихся бытовых и научных понятий. Недостаточное усвоение математических понятий, негативно отразится на результате обучения ребенка в школе, что затруднит его подготовку к социальной адаптации.
В работе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью, я использую один из главных принципов обучения математическим представлениям дифференцированный и индивидуальный подход. Во время проведения урока необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, следует дифференцировать задания по разным уровням и по объему учебного материала. Учить их терпеливо и последовательно выполнять задания, закреплять и повторять пройденный материал, формировать умственные способности и самостоятельность.
Существуют различные формы работы по развитию математических представлений. Остановлюсь на некоторых из них. Дети очень любят играть. Для того, чтобы они воспринимали урок как игру можно устраивать «математические праздники». Например, «Кто быстрее соберет пирамидку» или «Нарисует фигуру», «Принесёт определённое количество предметов красного или синего цвета».
Младшие школьники очень любят кукольный театр, можно устраивать спектакли с математическим содержанием. Или использовать сказки, например «Теремок». Где ребятам будет понятен смысл «Кто первый – кто последний», «Кто большой - кто маленький»
При обучении младших школьников с нарушением интеллекта элементарным математическим представлениям следует применять следующие приемы и методы работы.
Для того чтобы дети научились успешно выполнять практические действия и понимать смысл количественных изменений, необходимо использовать полную предметную наглядность.
Наглядный метод это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
Раздаточый и демонстрационный материал должен быть ярким, красочным и качественным. Использование наглядного материала является обязательным условием при обучении детей с нарушением интеллекта.
Прежде, чем начать разбор нового материала, необходимо уточнить, понятны ли школьникам слова, особенно несущие математическую нагрузку, для этого используется словесный метод.
Словесный метод это - рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Заключается не только в объяснениях, но и использовании конкретных вопросов «Сколько?», «Как называется?» и требований «ДАЙ!», ПОКАЖИ!», «НАЗОВИ!» и другие.
Практический метод имеет широкое использование математических преставлений в быту, игре, труде. Например, при сервировке стола ребёнок может посчитать и разложить столовые приборы или при подготовке к следующему уроку помочь раздать школьные принадлежности, по количеству присутствующих детей в классе.
При высаживании сирени к 9 мая, мы с ребятами так же вели пересчёт выкопанных ям и посаженных кустов.
Игровой метод всегда будет выигрышным моментом, во время урока. Во время игры, обучающиеся лучше воспринимают материал, у них появляется азарт, и даже проявляют смекалку. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) сборно-разборные игрушки, конструктивные игры, мозаика, палочки являются эффективным средством и методом формирования математических представлений.
Счетные палочки можно применять не только во время счета, но и при конструировании. Можно придумать заменители счётным палочкам (обыкновенные веточки или окрашенные спички).
Использование межпредметных связей является одним из способов освоения математических представлений. На предмете «Речь и альтернативная коммуникация», при изучении сказки «Репка», ребята сталкиваются с понятием «большая», «первый-второй…», «первый - последний». На уроке «Изобразительная деятельность» мы делаем аппликации из геометрических фигур». На «Окружающем мире» сравниваем фрукты с геометрическими фигурами и формами.
В основе обучения математическим представлениям, лежит понимание понятий: «больше – меньше», «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже».
Для формирования количественных представлений мы детям даё м различного вида задания: закрашивание клеток с цифрами, используем числовую лесенку.
Учим детей работать в тетрадях. Обводить, а потом и писать самостоятельно цифры, решать примеры. Используя раздаточный материал или другие предметы, учим сравнению множеств «больше – меньше». Активно применяем карточки. Соотносить цифры с количеством предметов мы начинали с пальцев и счетных палочек. Сейчас наши дети могут сосчитать любые предметы.
При изучении фигур и форм, на уроках мы применяем дидактические игры с геометрическими фигурами. Вырезать и рисовать геометрические фигуры, было непростым заданием для наших детей, в связи со слабо развитой моторикой рук. Но постепенно они достигли успехов. Вместе с ребятами мы изготавливали книжки-малышки, где использовали аппликации из геометрических фигур.
Для сравнения «Круг большой - маленький», мы использовали в своей работе накладывание маленькой фигуры круга на большой круг, а также делали аппликации с большими маленькими размерами круга, сравнивали шар большой и маленький.
Для обучения основным цветам (красный, синий, зеленый, желтый). В своей работе мы используем не только дидактические игры, но и нами были изготовлены пособия, которые также применяем на занятиях по «Сенсорному развитию» - игры с прищепками, крышками от пластиковых бутылок, игры с цветными канцелярскими резинками.
При помощи строительного конструктора и «Лего», мы с нашими ребятами строили башни высокие и низкие, сравнивали фигуры большие и маленькие, сравнивали игрушки (мячи, машины, кукол и другие, использовали дидактические игры.
Знакомство с линейкой у нас началось в 1 дополнительном классе. Дети чертили цветными карандашами прямые линии, использовали линейки для рисования квадрата, по точкам. В этом году, мы пробовали измерять предметы длинные и короткие.
При обучении пространственным представлениям используем подвижные игры и соревнования «Кто быстрее!». Дети должны поднять правую или левую руку. Проводим физминутку «Мишка, мишка косолапый покажи дорогу нам, топни правою ногой, топни левою ногой и дальше». Перемещаем предметы на плоскости и в помещении класса. Например «Отнеси зайца на стул, который стоит у правой стены».
Время года изучаем не только путем наблюдения, но и играем в дидактические игры, рассматриваем картинки, используем метод беседы, читаем книги, отмечаем погоду в уголке природы.
При различении частей суток мы используем те же методы, но кроме этого мы используем пиктограммы и учим наших ребят выкладывать расписание дня: «Проснулся, умылся, оделся, позавтракал – значит - это утро». И так далее. Учим понимать пиктограммы, обозначающие расписание уроков и называть их.
Дни недели мы начали учить, применяя пальцы и точки. Один палец и одна точка, обозначает первый день недели, два пальца и две точки второй день и так далее. Ребята запомнили и теперь каждый день перед уроками мы называем день недели.
На всех занятиях, в том числе и на занятиях «Математические представления», мы используем глобальное чтение. Этот вид деятельности помогает не только научиться читать, но и запоминать математическую терминологию.