Екатерина Иванова
Формирование математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование математических представлений дошкольников»
- Подбор игр направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
- Подбор игр направленных на формирование навыков счета, понятия числа.
- Подбор игр направленных на формирование пространственных и временных представлений.
Публикация «Формирование математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Наличие в группе геометрических конструкторов: «Танграм», «Волшебный квадрат» и др. (в соответствии с данной возрастной группой).
- Наличие различных геометрических фигур и объемных тел.
- Наличие цифрового материала.
- Подбор занимательных игр в соответствии с возрастом (лабиринты, головоломки и др.)
- Наличие основных измерительных средств (весы, мерные стаканчики, линейка и др.) согласно возрасту.
- Подбор демонстрационного материала по ФЭМП (в соответствии с требованиями данной возрастной группы).
2. Проверить комплексно – тематические планы групп:
- Планирование работы с детьми по ФЭМП (образовательная деятельность).
- Совместная деятельность в режимных моментах.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Планирование игр с математическим содержанием.
- Планирование работы с родителями по проблеме ФЭМП у детей дошкольного возраста.
3. Работа с родителями:
—консультации, памятки для родителей по данной тематике;
—оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»;
—выставки специальной литературы «В помощь родителям».
4. Оценка умений воспитателя:
- умение организовать и провести ООД;
- умение донести материал до детей;
- педагогическая грамотность.
5. Оценка умений и знаний у детей:
- умение слушать и выполнять задания воспитателя;
- умение чётко отвечать на поставленные вопросы.
1. Организация математических центров в группах отвечает возрастным требованиям программы Л. Г. Петерсон «Мир открытий» и современным требованиям ФГОС ДО. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием. Можно отметить достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками. Изготовлено много дидактических игр своими руками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.
2. Документация по календарно – тематическому планированию воспитателями ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. В планах воспитательно-образовательной работы недостаточно внимания отводится математической работе с детьми в свободной деятельности. Не всегда и не у всех воспитателей прописаны различные дидактические, настольные игры с математическим содержанием. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей, планируется регулярно. Но не запланирована совместная деятельность в режимные моменты. Также, недостаточно отражена, либо вообще не запланирована работа с родителями по данной теме.
3. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОУ по данному направлению ведется большая, по всем требованиям ФГОС ДО, в соответствии их возраста.
Занятия по ФЭМП проводятся, начиная со второй младшей группы (один раз в неделю). Для того, чтобы занятия дали ожидаемый эффект педагоги организуют образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, знакомятся с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа, а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.
Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы : счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры, игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.
Интеграция образовательных областей используется в разных видах детской деятельности. Материал, изученный на занятии закрепляется в других видах деятельности (труд, рисование, прогулка, и т. д.)
Математические навыки у детей развиты. Требования по каждой возрастной группе многими детьми выполняются. Дети с желанием занимаются математикой : знают геометрические фигуры, цвета, счет прямой и обратный, сравнение по величине, пространственные отношения, знают времена года, и т. д. Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю, в подготовительной группе два раза в неделю. Педагоги проводят их на хорошем уровне с использованием инноваций, наглядности, раздаточного материала для детей. Дети на занятиях по математике занимаются с желанием и интересом.
Рекомендации:
1. Продолжать работу с родителями по развитию математической деятельности дошкольников, дать советы «Играйте с детьми в математические игры», «Как учить ребёнка считать», «Математика для Ваших детей дома» и т. п.
Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.
2. Проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН.
Срок: согласно годовому плану по взаимодействию с родителями. Ответственный: воспитатели.
3. Активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные приемы и методы.
Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.
4. Постоянно дополнять уголки по математике дидактическими играми, материалами по ФЭМП.
Срок: регулярно, 1раз в квартал. Ответственный: воспитатели.
5. Продолжать вносить в планирование работу по математике в режимные моменты на закрепление и повторение материала в соответствии с возрастом.
Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.
3. ФЭМП у дошкольников. Принципы и методы работы
Совместно с педагогами определить :
Цель математического развития дошкольников
§ Всестороннее развитие личности ребенка.
§ Формирование элементарных математических представлений
§ Подготовка к успешному обучению в школе.
Принципы обучения математике
§ Наглядность
§ Систематичность и последовательность
§ Повторяемость
§ Научность
§ Доступность
§ Связь с жизнью
§ Развивающее обучение
§ Индивидуальный и дифференцированный подход
Методы, используемые на занятиях по ФЭМП
§ Словесный
§ Наглядный
§ Слуховой
§ Практический
§ Игровой
Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т. е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
§ эмоциональная;
§ грамотная;
§ доступная;
§ четкая;
§ достаточно громкая;
§ приветливая;
§ в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
§ в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…
Требования к речи детей:
§ грамотная;
§ понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
§ с нужными математическими терминами;
§ достаточно громкая…
Требования к вопросам воспитателя:
§ точность, конкретность, лаконизм;
§ логическая последовательность;
§ разнообразие формулировок;
§ избегать подсказывающих вопросов;
§ давать детям время на обдумывание…
От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).
— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Требования к ответам детей:
§ краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
§ самостоятельные и осознанные;
§ точные, ясные;
§ достаточно громкие;
§ грамматически правильные…
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.