Мария Хрыканова
«Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование культуры поведения за столом
в раннем возрасте.»
воспитатель: Ошестова М. В.
воспитатель: Агеева Т. Ф.
Новокузнецкий округ, 2016г.
Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.
Публикация «„Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте,“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Младшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одно из основных направлений коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Умение красиво сервировать стол мы отрабатываем в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.
Уже со второго года жизни мы накрываем стол по всем правилам (скатерть на столе или салфетки под тарелки, подставки с бумажными салфетками, букетики цветов на столах, столовые приборы : десертная ложка, чайная ложка, вилка (для детей с 3-го жизни).
Перед едой мы играем с детьми в спокойные игры. Дети начинают мыть руки только тогда, когда в комнату принесена пища. Первыми за стол сажаем младших, ослабленных детей, или тех детей, которые медленно едят. Возбужденных детей усаживаем последними, предварительно их успокоив.
Постоянно следим, чтобы пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму, называем блюдо, которое ставят перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша».
Во время еды следим за позой детей, напоминаем о правилах поведения за столом; при этом говорим негромко, обращаемся к небольшим группам и отдельным воспитанникам.
Младший воспитатель регулярно следит, чтобы за столом в процессе еды всегда было чисто, докармливает, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, отдельной ложкой.
В 1 младшей группе салфетки закладывали за ворот рубашки, платья или завязывали. Во 2 младшей группе мы используем бумажные салфетки. Следим, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды.
Задачи формирования культурно-гигиенических навыков при приеме пищи:
1 младшая группа (2 -3 года)
• сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола, задвигать свой стул;
• закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, полоскать рот по напоминанию взрослого;
• сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».
2 младшая группа (3 -4 года)
• научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
• сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года, салфеткой, полоскать рот после еды.
Дежурства вводим во второй младшей группе в конце года, ставим перед ребё нком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, подставки с салфетками. В руководстве детьми мы опираемся на их интерес к процессу деятельности, создаём эмоционально-положительное отношение к нему, объясняем необходимость потрудиться и всячески поощряем любую попытку ребё нка проявить самостоятельность: «Сегодня Саша позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом, а на тот стол будет накрывать Катя. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, будут помогать няне».
Воспитание этикета включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы рекомендуем использовать целый ряд педагогических методов и приемов с учетом возраста детей :
• Прямое обучение
• Показ
• Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр
• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним
• Позитивный настрой (обращение по именам, похвала)
• Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки)
• Приучение (по образцу поведения)
• Упражнение (повтор определенных действий)
• Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка)
• Поощрение (похвала)
• Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка)
• Пример для подражания (наглядный пример)
• Примеры из литературы (поступки героев)
• Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации)
• Беседа (возможность высказать свое мнение)
Для того чтобы навыки детей сформировались быстро и прочно, воспитанникам должно быть интересно, для этого в своей деятельности мы используем следующие формы работ :
• Занятия по ознакомлению с окружающим миром. По теме «Посуда», «Семья», «Продукты питания»
• Дидактические игры и упражнения. "Угостим кукол чаем", «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Что нужно кукле?»
• Художественное слово: потешки, стихи, пословицы, песенки, прибаутки, загадки.
• Чтение художественной литературы. Чтение сказки К. Чуковского: «Мойдодыр», «Федорино горе» ; русской нар сказки «Лиса и журавль», «Горшочек каши»
• Беседы. «Волшебные слова», «Витамины», «Полезные и вредные продукты», «Правильно сидим - правильно едим!»
• Просмотр мультфильмов и фрагментов из них «Муха Цокотуха», «Винни –Пух идет в гости»
• Создание игровых ситуаций «Обед для кукол», «В гостях», «Отправляемся в кафе»
Работа с родителями
Первостепенную роль при воспитании культуры поведения за столом занимает семья. Основное условие - единство требований со стороны всех взрослых принимающих участие в формировании культуры поведения за столом.
Формы работы с родителями, которые мы используем в своей деятельности:
• Тематические родительские собрания: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
• Консультации для родителей: «Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи.», «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом.», «Как заставить малыша. кушать?»
• Занятие-развлечение: «Вот что мы умеем», «Накроем стол для наших мам»
• Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни», «Чему научился Ваш ребёнок?»
• Ширмы-передвижки: «Основы правильного питания», «Культура поведения за столом»
• Буклеты: «Застольный этикет для самых маленьких.»
• Задания на дом: «Обведи посуду для чаепития», «Раскрась столовые приборы», «Зачеркни лишнее»
Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения у детей младшего возраста во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.