Нонна Торосян
Формирование культуры поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - важный период в воспитании культуры поведения, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Известны слова выдающего педагога А. С. Макаренко: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».
Публикация «Формирование культуры поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности.
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, умеют видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т. д.). Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила мог ли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы. Сформированность культуры поведения старшего дошкольного возраста ярко проявляется в отношениях к окружающим людям, сверстникам и взрослым, природе, себе и т. д. В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения. Конечно, культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется во взаимоотношениях со взрослыми, но в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми, готов им помогать и сотрудничать с ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию.
Формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды. Как бы разносторонне мы не будем развивать наших детей, если мы не научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего.
То, что несут нашим детям телевидение окружающая среда, семья сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей, детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. И начать, я считаю, нужно с нашей культуры и прежде всего с себя, а дети научатся у нас.
Свою работу по воспитанию культуры поведения дошкольников начала с углубленного изучения теории по этой теме. Схематично я оформила ее содержание : что лежит в основе культуры, что она предполагает, на что ориентирована, выявив основные проблемы в воспитании культуры поведения дошкольников :
- трудности в понимании и выражении эмоций
- в культуре общения со сверстниками и взрослыми
- в культуре речи
- культуры за столом
- примитивные знания правил этикета для девочек и мальчиков.
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников необходимо тщательно планировать работу. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами. Так же в плане необходимо предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. То есть с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду. Традиционно формирование культуры поведения осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и. т. д.
Воспитание культуры поведения у детей должно идти по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и специалистами, работа с родителями.
Первое направление: работа с детьми. У детей подготовительной группы с необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей. В воспитательно-образовательный процесс были включены занятия, беседы, игры-драматизации, педагогические ситуации, сюжетно-ролевые игры. Со всеми детьми, уровень знаний и умений, которых по данным констатирующего эксперимента не отвечал высокому уровню, проводилась соответствующая педагогическая работа. Такое положение побудило подобрать и разработать игры под условным названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений. План представлен в таблице
Содержание работы
СЕНТЯБРЬ
1. Беседа «Зачем нужны правила»
Цель: Знакомить с тем, что жизнь по правилам делает жизнь человека понятной
(презентация)
2.«Волшебные слова»
Цель: закреплять знание детей о правилах этикета, формах и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилах употребления слов приветствии и благодарности.
3. Уроки вежливости. Урок первый
Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.
ОКТЯБРЬ
Д/и «Встреча»
Цель: закрепить умение говорить слова приветствия, прощания
Игра-драматизация «Мы едем в транспорте»
Цель: закрепить правила поведения в транспорте.
Просмотр мультфильма «Маша и медведь»
Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам
Уроки вежливости. Урок второй.
Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.
НОЯБРЬ
Занятие «Будь всегда вежливым»
Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Систематизировать правила вежливого поведения.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: формировать представления о нормах и правилах поведения.
Беседа «Что хорошо, что плохо и почему?»
Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, желании всегда поступать правильно, в соответствии с принятыми в обществе правилами.
Педагогическая ситуация: «Воспитанность»
Цель: закрепить с детьми понятие, что значит воспитанный человек, уметь поступать правильно в различных ситуациях (в общественном транспорте)
ДЕКАБРЬ
Уроки вежливости. Урок третий.
Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.
Беседа «Мои товарищи»
Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают, вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.
Сюжетно-ролевая игра «День рождение друга»
Цель: учить красиво сервировать стол, принимать гостей, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «благодарю».
Педагогическая ситуация: «Случай в автобусе»
Цель: закрепить с детьми правила поведения в общественных местах (в общественном транспорте, воспитывать уважение к старшим по возрасту.
ЯНВАРЬ
Чтение стихотворений «Вежливый поступок», «Любочка».
Цель: закрепление правил поведения.
2. Уроки вежливости. Урок четвертый.
Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.
3Просмотр мультфильма «Фиксики»
Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам
4 «Кого называют скромным?»
Цель: довести до понимания детей содержание понятий «скромность», «стеснительность», научить оценке и самооценке поведения.
Игра-драматизация по стихотворению «Вежливое слово» З. Мошковская (отрывок)
Цель: приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Февраль
Чтение литературы «Вежливые сказки»
Цель: продолжать формировать представления о культуре поведения.
«Каким я хочу быть»
Цель: Развивать у детей умение самосовершенствоваться.
Игра: «Добрые эльфы»
Цель: воспитывать у детей отзывчивость.
«Культура и мы».
Цель: Дать представление о культурных ценностях.
Просмотр мультфильма «Маша и медведь»
Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам
МАРТ
«Театр теней»
Цель: Продолжать учить детей работать совместно.
Беседа «Что значит быть вежливым»
Цель: закреплять знания о нормах и правилах поведения
Педагогическая ситуация:
Беседа на тему: Как надо называть родных.
Цель: Воспитывать любовь к близким людям.
«Культурная среда»
Цель: Дать представление о предметах материальной культуры.
Игра: «Муравьи»
Цель: Учить детей без слов понимать друг друга. Воспитывать коллективизм.
АПРЕЛЬ
Чтение стихов о дружбе
Цель: с помощью стихов дать детям представление о правилах поведения с друзьями.
«В мире вежливых слов».
Цель: Учить детей вежливым словам.
Заучивание стихотворения «Любочка»
Цель: закрепление правил поведения.
Беседа на тему: «Правила этики»
Цель: Рассказать детям о правилах этики.
«Будь вежливым и добрым»
Цель: Формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что называется культурой общения.
МАЙ
Игра: «Птенцы»
Цель: Учить с помощью мимики и жестов обращаться с просьбой, благодарить.
«Скоро в школу»
Цель: Дать представление об общих правилах поведения в школе.
Игра: «Ожившие игрушки»
Цель: закреплять умение вести себя в соответствии с нормами и правилами поведения.
Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа. Сложность процесса воспитания культуры поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Второе направление – работа с педагогами. Самое главное, это творчество педагогов, создание для детей нравственной среды, которая влияет на развитие навыков культуры поведения в обществе.
Рекомендации воспитателям по формированию культуры поведения
1. Детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-6 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Воспитание культуры поведения детей в режимных процессах
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества, нужно начинать с раннего возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности бытовой повседневной деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует утренний приход в детский сад, а также здороваться с заведующей, врачом, музыкальным руководителем, поваром при встрече в течение дня.
Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в приёмной комнате. Здесь они находятся довольно долго, постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Воспитатель может ввести правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролировать его выполнение.
С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявление самостоятельности. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.