Рена Пулатова
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.
Что такое мнемотаблицы и какие они бывают?
Публикация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.
Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.
Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Таким образом глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Методика работы с мнемотаблицами
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что изображено;
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминая.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Но я уже в младшем возрасте начала использовать простейшие схемы одевания, умывания т. п.
В своей работе я использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, волчок-серый бочок.
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов и дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, постепенно подойти к обучению монологической речи.
В развитии речи я использую мнемотаблицы в разделе связная речь при составлении описательных рассказов, для пересказа сказки и заучивания стихотворений.
Составление описательного рассказа: это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Поэтому важно сначала научить ребенка выделять признаки предмета
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую схему, а по мере заучивания я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.
Пересказ сказки
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Пройденный материал мы с детьми постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения, тем самым формируя и дружеские взаимоотношения.
В результате использования мною мнемотаблиц :
У детей : расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети стали преодолевать робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, помогать друг другу если возникли трудности. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь и культура общения.