Наталия Вшивцева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Четыре года назад я набрала младенческую группу, дети пришли в детский садик с 10 месяцев. Дети не умели еще ходить, в памперсах, с пустышками, сосками. Какую же тему выбрать самообразования? И ко мне пришла мысль- конечно же формирование у детей культурно гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды и обуви это норма человеческих отношений. Если ребёнка постоянно приучать к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко вырабатываются привычки следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Приобретенные в детстве гигиенические навыки и привычки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Дети, пришедшие в садик, не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, правильно держать ложку и пользоваться горшком.
Процедура мытья рук в жизни ребенка должна стать своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, как и одевание, умывание и прием пищи.
Во время формирования привычки мыть руки правильно, я использую художественное слово – поговорки, потешки, что в свою очередь превращает обыденное дело в увлекательный процесс.
«Теплая водичка
Моет Ане (другое имя) личико,
Будет чистым лобик, носик,
Подбородок, щечки, ротик.
Как умылись хорошо,
Стало чисто и свежо» или
«Чтоб микробы убежали,
Чтобы глазоньки сияли,
В руки наберем водичку
И умоем наше личико»
Кроме этого, для обеспечения правильного мытья рук в работе по воспитанию культурно гигиенических навыков использую алгоритм мытья рук. Казалось бы, что может быть проще, чем помыть руки. Но ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее. Такую картинку повесила в умывальной комнате перед раковинами для мытья рук и лица.
Так как дети мои маленькие, я решила использовать для умывания не простое мыло, а в виде фигурок: бабочка, ягодка, зубик, грибочек, которые были эстетичны и интересны детям. Да и маленькие по размеру.
Еще использовала методическое пособие-кубик «Правила этикета за столом». На картинках дети знакомятся с правилами поведения за столом: опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, не крошить хлеб, пользоваться салфеткой, выходя из-за стола по окончанию еды и благодарить.
«Тили-час, тили-час,
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.» или
«У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котё нку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
Нужно съесть её скорей!»
Самообслуживание является основным видом труда детей раннего возраста. Воспитание у ребенка навыков самообслуживания - довольно длительный процесс. Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков на первом месте стоит прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребенком.
Дети в младшем возрасте часто надевают обувь наоборот, здесь использую игровое упражнение «Туфельки поссорились-помирились».
Учу детей одеваться и раздеваться самостоятельно. Для ребенка одевание – сложный процесс, который состоит из нескольких последовательных действий, когда нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки. В процессе одевания столкнулась с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. Для успешного освоения навыков самообслуживания и на развитие мелкой моторики рук я использую разнообразные игровые ситуации и упражнения :«Каждая ножка в свой домик», «Во что одета кукла Даша», «Катя одевается на прогулку». И конечно же использую потешки:
«Полезен воздух для детей –
Скорее одевайся!
Зови гулять с собой друзей,
Прогулкой наслаждайся!» или
«Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! –
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
В свой домишко попадешь.» или
«Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять:
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький,
Одели на ножки
Красные сапожки.»
Формируя навыки самообслуживания, я воспитываю у детей и бережное отношение к вещам. Как научить беречь игрушки и после игры убирать их на место?
Для начала надо познакомить детей с местами хранения игрушек. Способ хранения игрушек должен быть доступный: ребёнку удобно достать и убрать игрушку после игры. Очень важно, чтобы место для игрушек были постоянным. Чтобы малыш запомнил, в каком шкафу, на какой полке находятся игрушки. Приучая детей к порядку, так же использую художественное слово:
«А теперь за дело дружно!
Убирать игрушки нужно!» или
«Все машины ждут
Куклы, мишки ждут,
Когда к ним подойдут,
И на место уберут»
И конечно же, обращаю внимание детей как красиво, когда игрушки стоят на месте. И конечно же всегда хвалю своих маленьких детей.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. И конечно через игры, стихи, потешки, сказки. Детям трудно запомнить наши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит, и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет нашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.