дубина
Формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ (нарушением речи) посредством кинезиологических методов коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Дубина Оксана Ивановна,
педагог-психолог муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 2»
Алексеевского городского округа
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов ребенка, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно--творческой деятельности. Для обеспечения условий равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу необходимо своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Такие дети нуждаются в особой программе, в которой должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема формирования когнитивных функций у дошкольников остается актуальной, в связи с тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Оно обеспечивает полноценное обучение в школе и формирование учебных навыков.
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Исследования ученых института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова – Фомина подтвердили связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Для развития речи, а значит и интеллекта необходимо добиться свободного движения пальчиков рук. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития речи и высших психических функций.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Использование кинезиологических упражнений решает задачи всех образовательных областей.
Необходимым условием реализации системы работы является взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ, которые обладают необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОВЗ.
Организация деятельности по использованию кинезиологических упражнений осуществляется воспитателями, педагогом-психологом и инструктором по физической культуре. Работа по формированию психомоторных функций у детей с ОВЗ предполагает реализацию блочной системы.
Блок «Сознание» реализуется педагогом-психологом через цикл комплексных занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия с применением различных гимнастик, а именно используется:
• Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей. Для того чтобы ребенок научился говорить, думать надо научить его правильному дыханию. Для этого на занятиях с детьми изучаются игровые приемы дыхательных техник.
• Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
• Кинезиологическая гимнастика включает в себя упражнения: - для развития межполушарного взаимодействия; - развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие); - развитие абстрактно-логического мышления (левое полушарие); - профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз
• Суставная гимнастика
- самомассаж ушей;
- потирание ладоней;
- поколачивание пальчиками и другое
Все элементы занятий просты и доступны и требуют от взрослого только одного – доброжелательного отношения к ребенку и уверенности в его успехе. Мы формируем занятия из 4-6 кинезиологических упражнений, выполняемых на разных уровнях, чтобы ребенок освоил движения до автоматизма.
Блок «Моторика» реализуется воспитателями в группе через комплексы кинезиологических упражнений.
Воспитатели включают кинезиологический комплекс в совместную деятельность воспитателя и детей в режимные моменты, а также используют их по отдельности в качестве физкультурной паузы или как часть непосредственно образовательной деятельности, что даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния. Если упражнения используются как часть деятельности, они связываются с актуальной для детей тематикой.
Комплекс проводится в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения заданий.
Продолжительность деятельности составляет 10-15 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 30-45 дней.
Блок «Движение».
Два раза в неделю по рекомендации педагога-психолога подбираются упражнения и включаются в комплекс физической культуры, под специально подобранное музыкальное сопровождение. Упражнения включаются также в комплекс утренней гимнастики.
Ни одна, даже самая лучшая программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Полученные детьми знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни.
Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса знакомили родителей с системой работы, рассказывали о значимости кинезиологических упражнений. Предложили родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами пробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок ставим информацию о новом комплексе и приглашаем на встречу для овладения им. Таким образом, мы попытались создать систему развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
Опыт совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.
Применение данной системы возможно в условиях работы группы, как компенсирующей, так и общеобразовательной направленности с детьми старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной, образовательной деятельности, свободной игровой деятельности в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагогов с воспитанниками.