МААМ-картинки

Формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ (нарушением речи) посредством кинезиологических методов коррекции

дубина
Формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ (нарушением речи) посредством кинезиологических методов коррекции

Дубина Оксана Ивановна,

педагог-психолог муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 2»

Алексеевского городского округа

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов ребенка, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно--творческой деятельности. Для обеспечения условий равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу необходимо своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Такие дети нуждаются в особой программе, в которой должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.

Публикация «Формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ (нарушением речи) посредством кинезиологических методов коррекции» размещена в разделах

Проблема формирования когнитивных функций у дошкольников остается актуальной, в связи с тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Оно обеспечивает полноценное обучение в школе и формирование учебных навыков.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Исследования ученых института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова – Фомина подтвердили связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Для развития речи, а значит и интеллекта необходимо добиться свободного движения пальчиков рук. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития речи и высших психических функций.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Использование кинезиологических упражнений решает задачи всех образовательных областей.

Необходимым условием реализации системы работы является взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ, которые обладают необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОВЗ.

Организация деятельности по использованию кинезиологических упражнений осуществляется воспитателями, педагогом-психологом и инструктором по физической культуре. Работа по формированию психомоторных функций у детей с ОВЗ предполагает реализацию блочной системы.

Блок «Сознание» реализуется педагогом-психологом через цикл комплексных занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия с применением различных гимнастик, а именно используется:

• Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей. Для того чтобы ребенок научился говорить, думать надо научить его правильному дыханию. Для этого на занятиях с детьми изучаются игровые приемы дыхательных техник.

• Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя упражнения: - для развития межполушарного взаимодействия; - развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие); - развитие абстрактно-логического мышления (левое полушарие); - профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

• Суставная гимнастика

- самомассаж ушей;

- потирание ладоней;

- поколачивание пальчиками и другое

Все элементы занятий просты и доступны и требуют от взрослого только одного – доброжелательного отношения к ребенку и уверенности в его успехе. Мы формируем занятия из 4-6 кинезиологических упражнений, выполняемых на разных уровнях, чтобы ребенок освоил движения до автоматизма.

Блок «Моторика» реализуется воспитателями в группе через комплексы кинезиологических упражнений.

Воспитатели включают кинезиологический комплекс в совместную деятельность воспитателя и детей в режимные моменты, а также используют их по отдельности в качестве физкультурной паузы или как часть непосредственно образовательной деятельности, что даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния. Если упражнения используются как часть деятельности, они связываются с актуальной для детей тематикой.

Комплекс проводится в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения заданий.

Продолжительность деятельности составляет 10-15 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 30-45 дней.

Блок «Движение».

Два раза в неделю по рекомендации педагога-психолога подбираются упражнения и включаются в комплекс физической культуры, под специально подобранное музыкальное сопровождение. Упражнения включаются также в комплекс утренней гимнастики.

Ни одна, даже самая лучшая программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Полученные детьми знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни.

Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса знакомили родителей с системой работы, рассказывали о значимости кинезиологических упражнений. Предложили родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами пробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок ставим информацию о новом комплексе и приглашаем на встречу для овладения им. Таким образом, мы попытались создать систему развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Опыт совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Применение данной системы возможно в условиях работы группы, как компенсирующей, так и общеобразовательной направленности с детьми старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной, образовательной деятельности, свободной игровой деятельности в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагогов с воспитанниками.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования» Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ (нарушением речи) посредством кинезиологических методов коррекции
Опубликовано: 31 мая 2021 в 09:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование когнитивных функций у детей с ОВЗ (нарушением речи) посредством кинезиологических методов коррекции» (включая файлы) размещена пользователем дубина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД