ирина морова
Конспект НОД по воспитанию у дошкольника интереса к региональной культуре «Выступает, будто пава»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД: «Выступает, будто пава».
Цель: развитие интереса к русской национальной культуре
Задачи:
-познакомить детей с русским народным костюмом Симбирской губернии;
-дать понятие о защитной функции орнамента в одежде;
-побудить детей использовать полученные знания в аппликации;
-закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой.
Материалы и оборудование:
-иллюстрации и фотографии русского народного костюма Симбирской губернии;
-силуэты сарафанов;
-цветная бумага, клей, ножницы.
Публикация «Конспект НОД по воспитанию у дошкольника интереса к региональной культуре „Выступает, будто пава“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Предварительная работа: знакомство с особенностями Симбирской вышивки с элементами орнамента, с их значением, способами вырезывания.
Ход занятия.
1. Воспитатель:
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежде,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты сарафан и рубаха,
По подолу как на вспаханном поле
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли
Матери жизни и птицы любви.
В. : Сегодня мы с вами познакомимся с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы с экскурсии на фотовыставку старинного русского костюма Симбирской губернии, так называли раньше Ульяновскую область.
Давайте же узнаем, из каких элементов состоит костюм Симбирских крестьянок.
2. Дети вместе с воспитателем подходят к фотовыставке.
В. : Во что одеты девушки? (Рубаха, сарафан, налобник – головной убор)
В. : Обратите внимание на сарафан девушек. Крой у сарафанов назывался косоклинный. Чаще всего девушки любили одевать сарафаны сине-зеленого цвета. А почему? (Цвет символизирует, что губерния славится своими лесами и реками.) Сарафан обязательно подвязывали поясом. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега». Что такое «оберег»? (Защитник)
В. : Дети, рассмотрите внимательно сарафан и рубахи. В старые времена на подоле рубахи и сарафана вышивали символы, которые составляли орнамент. Символы оберегали человека. Какие знакомые элементы орнамента вы видите на сарафане? (Круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил, квадрат на перевернутом квадрате – «перунов цветок» – символ жизни.) Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Динамическая пауза
Подвижная игра «Карусель»
Добры молодцы, красны девицы!
Удалой народ!
Не желаете ль развеяться?
Карусель вас ждет!
Дети держатся за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:
«Еле-еле, еле-еле
Раскрутили карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише-тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра». (Игра повторяется 2-3 раза.)
3.В. : Дети, у вас на столах лежат шаблоны сарафанов. (Дети садятся за столы.)
В. : Чего не хватает на них? (Ответы детей.)
В. : Предлагаю вам создать свой орнамент из знакомых элементов и украсить сарафан обережными знаками. Напомните мне, как можно изобразить «перунов цветок». (С помощью аппликации.)
Выполнение работы детьми.
4. Анализ детских работ. Рассказ детей о своем орнаменте: где и какой выполнен орнамент и почему.
[b]В. : На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими элементами русского народного костюма и раскроем новые секреты симбирских мастеров.