Надежда Власова
Развитие интереса к двигательному воображению на занятиях по физической культуре при реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здоровой личности – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития, включая физическое.
Цель работы - развитие интереса к двигательному воображению на занятиях физической культуры при реализации образовательной области «Физическое развитие».
Задачи работы:
Публикация «Развитие интереса к двигательному воображению на занятиях по физической культуре при реализации ФГОС» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
• создать условия для развития интереса к двигательному воображению на занятиях по физической культуре;
• способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни.
При переходе на ФГОС акцент с формирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры личности ре-бенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Много говорится о нецелесообразности использования учебной модели организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Воспитателям нужно искать новые формы работы, которые позволяли бы обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Основной вид деятельности, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, - игра. Игра - это один из сквозных механизмов развития ребенка согласно ФГОС ДО.
Представленный опыт работы позволяет организовать занятия по физкультуре так, чтобы их содержание было максимально приближено к игровой деятельности.
ФГОС дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Представим взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями.
Взаимосвязь физического развития с познавательным и речевым развитием
Нет необходимости доказывать, что эти области неразрывно связаны друг с другом. Задача педагога – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье. Помогает в этой работе включение двигательного воображения, в частности, образно-ролевая игра. Образы медведя и лисы помогают в профилактике плоскостопия, змеи и бабочки – в профилактике нарушений осанки, образ ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимает, образ кошки, он автоматически преображается в движении. Не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи особенности, и вот малыш уже выгибает спину, ползает, урчит. Фундамент любой игры - воображение. Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Исследования доказывают: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг. Проговаривание действий и на-званий упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы здорового образа жизни, закаливания - все это способствует интеллектуальному развитию, совершенствованию речевых навыков. Развитие речи осуществляется не только непосредственно на физкультурных занятиях, спортивных играх, упражнениях, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, разучивания считалок, пальчиковых игр.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивной сферы, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. В работе с детьми особое внимание уделяется развитию восприятия. Воздействие на различные анализаторы позволяет развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине, умении ориентироваться в пространстве.
Развивая слуховое восприятие, мы учим детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. Например, дети бегут в колонне, изображая ручеек. Если бубен играет тихо – ручеек замедляет скорость и наоборот. В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия: «мягкий - твердый», «гладкий - шершавый», «тяжелый - легкий». В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные понятия на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь, стандартное и нестандартное оборудование. Чтобы обучение происходило естественно и легко, на помощь приходит игра и воображение. Игровая ситуация: клоун рассыпал яблоки и просит принести детей по два желтых яблока. Кроме восприятия, формируем элементарные математические представления.
Для развития познавательной сферы предлагается использовать задания в проблемной форме: игровое экспериментирование, двигательные импровизации, творческие задания, помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать творческую атмосферу. Игра «Цветы» закрепляет понятие цвета, развивает пространственные представления, творческие способности. Дети бегают по залу врассыпную с разноцветными мячами в руках, а на сигнал: «На середине поляны вырос высокий красный цветок», дети с красными мячами объединяются в группу и образуют цветок с красными лепестками, поднимая все мячи вверх. Возможны другие варианты игры в зависимости от поставленных задач. На занятиях закрепляются знания об окружающем мире: осенью «собираем урожай», «ходим в лес за грибами», зимой «играем в снежки» и «шагаем по сугробам». Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что и является главной целью познания.
Физическое и социально – коммуникативное развитие.
Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре. Для примера возьмем игру «Такси». Мальчики – водители, девочки – пассажиры. Девочки с удовольствием «звонят по телефону и вызывают такси», закрепляя правила телефонного разговора. Мальчики на своих автомобилях «стоят в автопарке, ожидая вызова». Затем девочки садятся в «Такси» и отправляются «по делам» : кто в магазин, кто в парикмахерскую. Заканчивается игра тем, что машины развозят счастливых девочек по домам и возвращаются на стоянку. В процессе этой игры решается сразу несколько задач: закрепляется полоролевая идентификация, правила и нормы поведения в общественных местах.
Грамотно организованная игровая деятельность оказывают влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Общение с взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Особое внимание уделяется агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. В связи с этим необходимо гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывать типологические особенности нервной системы, использовать упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает в этом. При изображении «трусливых мышек», хвалю тихих, застенчивых детей за то, как они артистично показывают «мышек», вселяя в них уверенность в себе. Шумные, гиперактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания. В следующий раз дети пробуют примерить образ «волка». Агрессивные дети таким социально приемлемым способом избавляются от излишней агрессивности, а застенчивые - учатся смелости. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей.
Дети в большей степени, чем взрослые, подвержены стрессам. Для снятия повышенного психологического напряжения используются игровые приемы. Воображение превращает обычный мяч в барабан, и дети с большим удовольствием «громко играют» (хлопают ладошками) на таком барабане. Можно «играть на барабане тихо», это помогает ребятам прислушиваться к товарищам и подстраиваться под «общую мелодию» группы. Возможно и выступление «соло», мальчики и девочки поочередно и так далее. Подобные приемы позволяют наладить невербальную коммуникацию детей.
Физическое и художественно-эстетическое развитие
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Ребенок посредством движения учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности.
Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.
На занятиях используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т. д.
В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации образовательного процесса. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, позволяет создавать общую творческую атмосферу. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры - эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивают творческий потенциал.