Лариса Григорян
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире мы в полном объеме пытаемся возродить казачьи традиции, потому что время ушло безвозвратно.
Наш педагогический коллектив к решению этой проблемы подходит творчески и профессионально на протяжении многих лет. В методическом кабинете оформлена выставка новинок литературы по формированию у детей интереса к Донской культуре. Для педагогов работает образовательный салон: консультации «Донская природа – источник художественного творчества детей; педчас «Казачья песня и танец – средство восстановления душевного здоровья»; педчас «Игровая форма организации деятельности, как развитие познавательного интереса к истории казачества».
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Расширяя представление детей об историческом прошлом казачества, о его традициях, образе жизни человека Дона, мы тем самым стремимся обогатить словарь детей, дать им возможность почувствовать колорит речи казаков. Используя в своей речи лексику Донского края, мы заражаем детей желанием использовать ее в своей повседневной жизни, находить "места" и возможность закрепления в свою речь ранее неизвестных слов, добиваясь тем самым еще и понимания того, что у каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, сказки, и все они должны передаваться из поколения в поколение.
Ребенок начинает любить то, что любит его народ. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики", - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь, был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке через несколько поколений. В каждом хуторе, в каждой станице существуют свои особые песенные традиции, в манере исполнения, декоративно-прикладном искусстве. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем. Велика наша страна и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего государства. Вроде бы немного места занимает на карте нашей Родины Ростовская область, но главное - в истории Дона происходили события, которые оказались важными для нашего государства. У нашей земли яркая и богатая история.
Мы с детьми посещаем музей в клубе им. Красина и ШКК им. Бакланова. знакомятся с предметами быта донских казаков, слова, эле-менты обрядности.
Мы создали в группах предметно-пространственную среду, стимулирующую речевое развитие детей. Интерьер группы, предметы казачьего быта помогают довести до сознания детей, кто такие казаки. как они появились на берегах Дона, кто жил на донской земле до казаков, о древнейших курганах и крепостях, в том числе о городе Танаис с его трагической судьбой, о древнейшем городе-крепости Азове, Старочеркасске, Новочеркасске.
Знакомя детей с древнейшими городами области, рассказывали о жизни казаков при царе. "Казак" - вольный человек всегда боролся за казачью независимость.
Провели несколько бесед-рассказов на тему: "Наши земляки - казаки", где рассказали, как жили казаки, как воспитывали в семье девочек и мальчиков, как отмечали праздники, как трудились, как проводили казачий круг. Поводя экскурсию в группе "Зоренька", предложили детям посетить "донскую горницу", в которой собраны предметы быта донских казаков; познакомили со значением слов: курень, баз, катух, каймак, балясы и др.
Экскурсия в краеведческий музей принесла много нового, интересного детям. Все было в новинку: одежда, простейшие предметы быта казаков, атрибуты для занятий охотой, рыболовством.
Когда воспитатели рассказывали о казачьем круге (собрании, дети слушали внимательно; особый интерес вызвало знакомство с предметами казачьей доблести (бунчук, булава, насека, печать, флаг). Кто владел этими предметами? О чем они говорят?
Конечно же, у детей появилось желание отразить свои первые впечатления в рисунках: здесь были картины мировой жизни на берегах Дона.
Народная музыкальная культура нашего края представляет огромное художественное богатство. В сказаниях, легендах, песнях и танцах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния.
Совместно с музыкальной школой мы проводим концерты. Дети при-ходят на методические объединения и показывают свои знания и умения о Донском крае.
На музыкальных занятиях и в повседневной жизни мы постарались донести до детей всю красоту народной музыки и казачьих песен, музыкальные традиции, народные гуляния и обрядовые действа. Все праздники российского и церковного календаря проводили так, как проводились они на Дону в те времена, когда вся жизнь дончаков была подчинена незыблемым устоям и обычаям в целом и каждой казачьей семьи в отдельности. Речевой материал подбирался с учетом произносительных способностей детей.
Для расширения знаний о Донском крае, его казачестве нами были проведены следующие занятия: беседа на тему «Мой город – Шахты»; «Тихий Дон» - наш Батюшка; «Гуляй, да присматривайся» - что происходит с растительным и животным миром (дикие и домашние животные); «Наши земляки – казаки»; «Не закончится род казачий» - работа с родителями сбор песен и казачьих сказаний; «Героическое прошлое казачества»; рассказ на тему «Как воспитывали казака»; «Верный друг мой – душенька конь»; рассказ на тему «Казаки – люди вольные»; рассказ на тему «Казачий круг»; проведения развлечения «На казачьем кругу»; чтение рассказа из книги «Как у нас-то было на Тихом дону» Л. Новак и Н. Фрадкина; фольклорный праздник «Как у нас-то на Дону» с участием взрослых и детей; разучивание донских казачьих песен, танцев, игр, пословиц, поговорок; знакомство детей с фольклорными праздниками.
Как результат всей проделанной работы, можно отметить следующее:
- проходит праздник Казачий круг совместно с клубом им. Красина, ШКК им. Бакланова, музыкальной школой.
- нам удалось не только, дать детям знания о родной Донщине, ее истории, но и сделать это их образом жизни в детском саду;
- у детей появилось чувство любопытства, желание узнать больше о своем крае;
- словарь детей пополнился новыми словами и выражениями, бытующими только на Дону, они могут объяснить их значение;
- предметы быта, элементы обрядности прочно вошли в жизнь детей;
- песенное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью жизни детей;
- изменились к лучшему взаимоотношения детей и микроклимат в коллективе;
- дети не только сами обогатились знаниями о традициях региона, но и донесли эти знания до родителей, сотрудников и всех детей детского сада;
- удалось не только дать детям представление о себе как человеке до-на, но и развивать чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, гордых, удалых.