Людмила Казагашева
Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Л. В. Казагашева, О. Н. Омуралиева, О. А. Шван
Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры
Аннотация: Актуальность данной проблемы заключается в том, что она направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его национальная индивидуальность и неповторимость, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать. Театрализованные игры и развлечения позволяют приобщать детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Цель статьи: изучить возможности театрализованных игр как средства приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Публикация «Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованные игры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: театрализованная игра, средний дошкольный возраст, русская народная культура, приобщение, народная сказка.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе понимания им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. [4, с. 22].
Эти игры берут свое начало из народной педагогики - начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах.
Через театральные игры дети знакомятся с жизнью народа (с бытом, с посудой, с костюмами, с праздниками, обычаями и традициями) [2, с. 66].
Театрализованные игры и развлечения повышают интерес, терпеливые отношения друг к другу, уважительное отношение к взрослым, формируют знания о своей культуре.
Театрализованные игры позволяют формировать и умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми, так как каждое литературное произведение русской народной культуры (сказка, басня, рассказ и т. д.) для детей среднего дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, мужество и смелость). Благодаря театрализации, ребенок познает мир, пропуская все через свое сердце, выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре своего народа [1, с. 53].
«Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей»,- считали Л. B. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С Фурмина и др. Можно игры разделить на две основные группы: драматизация и режиссерские игры (причем, каждая из них подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ, который он сам себе придумал, с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, исполняя роль «артиста». Видами драматизации являются: 1) игры-имитации образов людей, животных, литературных персонажей; 2) ролевые диалоги на основе текста; инсценировки потешек, небольших сказок, песен; 3) постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; 4) игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки [5, с. 20].
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, управляет «артистами», организуя деятельность как «сценарист и режиссер». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с множеством театров, используемых в детском саду: настольный, теневой, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Театрализованная игра рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: - как разновидность художественной деятельности, включающая в себя такие виды деятельности: литературный, музыкальный и изобразительный; - как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка [3, с. 11].
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания, чувства определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять: каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, настроение, чувства, уметь анализировать и оценивать его поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить и фантазировать. Принимая участие в театрализованных играх, ребенок берет на себя определенные роли, образы различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства с ними.
Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своей любовью ко всему живому, добротой, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа.
В сказках отражены различные явления окружающей жизни, быт и национальные черты русского народа (труд людей, их взаимоотношения и т. п. Также дают возможность приобщиться к русской народной культуре и несложные тексты потешек, простые и выразительные произведения, написанные в форме краткого диалога [7, с. 138].
Таким образом, театрализованные игры приобщают детей среднего дошкольного возраста к народному, устному и песенному творчеству, традициям, обрядам, поскольку ребенок находится в естественной речевой обстановке, которой для него является родной язык.
Мы полагаем, что театрализованные игры являются эффективным средством приобщения детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре, если:
- сюжеты театрализованных игр будут связаны с образами и традициями русской народной культуры;
- будет создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая знакомство с народной культурой через театрализованные игры.
Список использованной литературы:
1. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры : учебно–метод. пособие / В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.
2. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям / В. Г. Давыдов // Театр и образование : Сб. научных трудов. – М. : Диалог, 2012. – 155 с.
3. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников / Л. В. Любимова. – М. : Знание, 2016. – 99 с.
4. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. – Киев: ТЦ Сфера, 2009. – 163 с.
5. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова. – М. : Аспект-Пресс, 2010. – 144 с.
6. Штока, А. В. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры / А. В. Штока // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования: сб. науч. статей. – Калининград: Балтийский федеральный ун-т, 2013. – С. 137-143.