Светлана Безрученко
Проект «Мини-музей «Горница» по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта
«Горница»
Воспитатель: Безрученко Светлана Сергеевна
2018 г.
с. Малоенисейское Бийского района Алтайского края
Паспорт проекта :
Вид проекта : ролево-игровой, творческий.
Продолжительность (сроки реализации) :3 месяца.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Структура проекта :
Актуальность:
Публикация «Проект „Мини-музей „Горница“ по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками.
Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества.
Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре
Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Горница»
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
2. Прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
3. Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
4. Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
5. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
6. Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Ожидаемые конечные результаты: Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Ресурсное обеспечение проекта.
Ресурсы (информационные, научно – методические, организационные, материально – техническое обеспечение).
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 273-фз“Об образовании”;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2015 № 91; СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
Устав.
Информационное обеспечение :
трансляция педагогического опыта по данной теме на МО, семинарах; размещение продуктов реализации проекта в своем блоке на сайте МААМ. РУ, участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах по данной теме; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.
Организационное обеспечение:
сотрудничество с социумом по совместным планам; анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта; работа по управлению деятельностью участников проекта.
Материально-техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал, участки для прогулок детей, групповые помещения и раздевалки, оборудованные с учетом возраста детей. И собственно «Горница» где можно планировать и размещать музейные выставки. Собран необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)
Этапы реализации проекта :
1 этап Подготовительный.
Срок реализации: декабрь 2018г.
Задачи: исследовать условия для реализации проекта.
Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.
2этап - Практический.
Срок реализации: декабрь- январь 2018 г.
Задачи: реализация проекта по всем направлениям.
Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: сбор народной утвари.
Выставка детских творческих работ по росписям. НОД по народному творчеству.
1. Работа с детьми.
Мероприятия по реализации проекта.
Тематическое планирование
№ п/п Тематика Цель Время
проведения
1. Занятие-игра Милости просим в нашу избу Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей. 25
2. Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба) Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари. 25
3. Занятие-игра Мир старинных вещей Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. 25
4. Викторина Бабушкин сундук Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. 25
5. Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм : сарафан, рубаха) Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». 25
6. Занятие-игра Матрешка Обогащать словарь детей. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. 25
7. Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар» Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар» 25
8. Занятие-игра Хороводные игры Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. 25
9. Конструирование из ткани. Народная кукла «Пеленашка». Продолжать знакомить детей с рукотворным творчеством русского народа игрушкой – куклой. Вызвать интерес к процессу изготовления кукол. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку. 25
10. Конструирование из ниток. Народная кукла «Десятиручка». Продолжать знакомить детей с рукотворным творчеством русского народа игрушкой – куклой. Вызвать интерес к процессу изготовления кукол. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку. 25
1. Работа с родителями.
1. Консультация для родителей: «Воспитание детей на традициях народной культуры».
2. Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной»
Родителям предлагается:
3. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
4. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
5. Помочь детям разучить стихи и загадки.
2. этап Заключительный
Срок реализации: февраль 2018 г.
Задачи: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов,
планирование.
Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов.
1. Итоговое мероприятие. Презентация проекта.
Досуговое мероприятие – Развлечение русского фольклора «Коробейники Фома и Ерема»
Результат. Работа в проекте всех участников привела к расширению кругозора и умений не только детей, но и родителей. Дети узнали больше об истории своей страны, о талантах русского народа. А значит, в процессе участия в проекте, дети стали добрее, мудрее, нравственнее; у ребят формируются такие качества, как гордость за своих предков, любовь к своей Родине. А это и есть – развитие личности.
Список источников и литературы:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – М. : «Народное образование», 2013.
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2012. – 96с.
3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
4. https://dou37.gusobr.ru/wp-content/uploads/2015/11/Рыжова-музейная. pdf
5. https://www.rukukla.ru/article/trya/kukla_pelena6ka.htm