МААМ-картинки

Знакомство с народной культурой детей старшего дошкольного возраста

Елена Теплякова Валентиновна
Знакомство с народной культурой детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с хакасскими ремёслами.

Задачи: на основе имеющихся у детей знаний, познакомить с процессом изготовления лодок из бересты, и тополя, в игровой форме закрепить знание детьми процесса изготовления войлока, систематизировать знания детей об использовании хакасами природных материалов, развивать интерес к истории хакасского народа, вызвать желание участвовать в процессе изготовления поделок

Публикация «Знакомство с народной культурой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материал и оборудование: магнитофонная запись хакасской мелодии, пазлы - берёза, предметы из бересты, металла, соломки, глины, лист тополя, и/у «Соедини цифры», кусочки войлока, шерсть овечья, тальниковые прутья, холст, валик, гербарий: лён, крапива, конопля, материя, глина, мешочек для игры «Угадай на ощупь», вазы с хакасским и каким – либо другим орнаментом, кусочек руды, чеканка, серебряные украшения, шкатулка, картинки для игры «Подбери картинки к предмету», фольга, карандаши.

Ход занятия

«Мы связаны живой нитью с Хакасией

Ручьи и реки, сбегающие к ней – это мы,

Облака в небе, мягкая земля – это мы.

Мы её дети, мы хотим, чтобы все люди

чувствовали себя детьми природы.

Мы – дети Хакасии»

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как много значила земля с её природными богатствами для людей.

- Сложив эти пазлы, вы узнаете, о каком дереве пойдёт речь. (Берёза)

- Чем полезна берёза? (Можно укрыться в тени, собрать берёзовый сок, листья берёзы – лекарственные, можно нарубить дров или собрать хворост и развести очаг, согреться и сварить еду, сделать мебель, из бересты можно сделать посуду, украшения, покрыть берестою юрту)

- Выберите из всех предметов, имеющихся на столе, те, которые выполнены из бересты. (Посуда, берестяная юрта, браслеты)

- Бересту собирали в июле, очищали от смолы – варили в котлах, она становилась мягкой и прочной. А вот что ещё делали из бересты, вы узнаете, когда соедините цифры по – порядку и получите рисунок. Дети соединяют цифры и узнают на рисунке лодку.

- Молодцы! Лодку делали так: два слоя бересты сшивали гибкими кореньями черёмухи и крепили на деревянным каркасе.

- Определите, с какого дерева этот лист? (С тополя)

- Если отгадаете загадку, узнаете, для чего нужен был тополь.

Хотя у неё провалилась спина, лебедью ходит по речке она (Лодка)

- Совершенно верно. Не только из бересты делали лодки хакасы, но и из тополя делали лодки – долблёнки.

- Тополь срубали, в стволе выдалбливали топориком сердцевину, наливали в лодку воду и опускали в неё раскалённые на огне камни, чтобы горячей водой дерево распарить. Затем, чтобы развести борта устанавливали упруги.

- Для того, чтобы узнать о чём пойдёт речь дальше, сложите из букв слово. (Овца)

Каждый год средь бела дня

Шубу снять хотят с меня.

- О какой шубе говорится в загадке? (О шерсти)

- Что делали из шерсти? (Катали войлок)

- Для чего катали войлок? (Покрывали войлочные юрты, делали ковры, матрацы)

- Кто может рассказать и показать, как катали войлок? Дети по – цепочке рассказывают и показывают (Сушили на солнце и перебирали шерсть, взбивали тальниковыми прутьями, расстилали на холстине, сворачивали в рулон вокруг деревянного валика, зашивали, заматывали нитками или верёвками и катали пока «не войдёт», снимали с валика, убирали холст, уплотняли локтями)

- Что должен был сделать гость, если заходил в юрту во время катания войлока?

(Он должен был помочь, иначе «войлок не скатается»)

- А теперь посмотрите на растения из гербария и назовите их (Лён, конопля, крапива)

- Как вы думаете, что их объединяет? (Из них делали ткань)

- Совершенно верно: уже в давние времена в Хакасии знали, как ткать на ткацких станках крапивную толстую материю, конопляный холст, льняное полотно, сукно.

- А из чего делали арканы? Послушайте подсказку: «В будни и в праздник она людям бывает нужна» (Лошадь) Арканы свивали из конского волоса.

- В каждом хозяйстве в давние времена умели выделывать кожу. Что делали из кожи? Дети отбирают предметы.

- А теперь поиграем в игру «Узнай на ощупь». Попробуйте определить материал, из которого сделаны предметы. (Береста, металл, дерево, кожа, шерсть, ткань, глина)

- Что вы знаете о глине? (Из неё делали посуду, вазы, которые обжигали в печи, получалась керамика)

- Прекрасные вазы, выполнялись на гончарном круге. Хакасы керамике предпочитали посуду из фаянса, фарфора, металла. Выберите из различных ваз – вазы с хакасским орнаментом. Дети отбирают вазы, называют элементы узора.

- А теперь закройте глаза и на слух определите, какой у меня материал. Воспитатель стучит по металлу. Дети отгадывают.

- В некоторых местах хакасы сами добывали и плавили руду. Использовали также метеоритное железо. Откуда на земле появилось метеоритное железо? (Из космоса падали метеориты)

- Назовите, пожалуйста, что делали из железа? (Ножи, корнекопалки и другие орудия труда, оружие, посуду, казаны, упряжь, подковы)

- Как называют людей, работавших с металлом? (Кузнецы)

- Какие инструменты и приспособления им необходимы? (Молотки, наковальня, щипцы, печь, чан с водой)

- Кто видел по телевизору и может рассказать, как работает кузнец?

- Кузнецов в Хакасии было очень мало, но были мастера, работа которых, даже сейчас вызывает восхищение. Многие вещи украшали чеканкой. Работали не только с железом, но и серебром.

- Украшения делали ювелиры. Как вы думаете, что делали из серебра? (Перстни, серьги, огнива, наборную упряжь, посуду, накосные кисти)

- Ювелиры украшали их коралловыми вставками и камнями.

- А теперь, дорогие ребята, поиграем в игру «Подбери картинки к предмету». Для этого нужно разделиться на 2 команды. Капитаны поочерёдно достают предметы из шкатулки. Победит та команда, которая правильно подберёт картинки к предметам.

1. береста – картинка берёзы, берестяная юрта, туесок, браслет из бересты, лодка.

2. листок тополя – картинка тополя, долблёная лодка, топор, костёр и камни.

3. шерсть – игрушка - овечка с ягнёнком, ножницы, тальниковые ветки, валик, ковёр, войлочная юрта.

4. кусочек холста – картинки: лён, крапива, конопля, платье, иголка с ниткой.

5. кусочек железной руды – картинки: наковальня, корнекопалка, казан, молоток, чеканка.

6. серебро – картинки: кольцо, кораллы, накосные кисти, огниво, ваза

Воспитатель подводит итог игре.

- А сейчас, ребята я предлагаю вам стать ювелирами и чеканкой и камушками украсить кольцо, накосные кисти или пано.

- Сегодня вы познакомились с новыми и вспомнили знакомые народные хакасские ремёсла. Богата и щедра земля хакасская. Хакасская пословица говорит: «Тех, кто работает до пота, накормит досыта работа».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки» Приобщение к истокам русской народной культуры Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Знакомство.

Фотоотчёт о знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народной тряпичной куклойФотоотчёт о знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народной тряпичной куклой цель: приобщение детей к народному творчеству, вызвать желание больше узнать о жизни и обычаях русского народа. Работа, по знакомству с тряпичной.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи. Восприятие художественной литературы».

Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой «Знакомство с прялкой, шерстью» Тема: Знакомство с прялкой, шерстью (старшая группа) Цель: 1. Расширять знания детей о предметах старины, их назначении, пробовать самим.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями» «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно.

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группеПроект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе Проект «Знакомство детей второй младшей группы с народной культурой и традициями» г. Химки 2018 г Автор: Ломова Жанна Николаевна воспитатель.

Конспект занятия по знакомству с народной культурой «Знакомство с народным календарем» .

Презентация «Знакомство с народной культурой и традициями (куклы)» Цель:познакомить с историей народной игрушки на примере кукол, развивать интерес к традиционной народной культуре.   Задачи:формировать знания.

Знакомство с народной культурой в ходе проектной деятельности Предвичная Е. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга Знакомство детей с народной культурой в ходе проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с народной культурой детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 16:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с народной культурой детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Теплякова Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД