Элла Чернышева
Художественно-эстетическое развитие детей-билингвов в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Чернышева Э. Ф., музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад №325 г. Уфа
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей-билингвов в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2018
Предпосылкой для развития билингвизма в настоящее время является развитие международных контактов. Большое количество людей заводят деловые контакты, меняют место жительства, а также вступают в брак с людьми других национальностей и наций. Что вынуждает их и их детей не ограничиваться только родным языком, а вести свою повседневную деятельность на языках окружающих людей. Таким образом, люди начинают общаться на двух и более языках. Так начинается билингвизм.
Билингвизм (двуязычие лат. bi- «два» + лат. lingua «язык») - это двуязычие, владения двумя языками (родного и приобретенного) [1]. Отсюда, билингв – человек, который может разговаривать на двух и более языках.
Формирование детского билингвизма:
- Иноязычная окружающая среда: воспитание ребенка в чужой для родителей стране с незнакомым языком.
- «Разноязычные» родители: в семье постоянно используются разные языки обоих родителей. Такие дети считаются врожденными билингвами.
- Разноязычные родители в иноязычной окружающей среде: семья живет в стране, которая не является родиной не одного из родителей. Ребенок познает языки обоих родителей, а также язык окружающего общества.
- Искусственный билингвизм: воспитание ребенка в обычной семье с изучением другого языка с рождения.
В нашей республике дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Это определяется многонациональностью населения, а также увеличением количества беженцев и переселенцев в РБ.
Дети из семей плохо или вовсе не говорящих на русском языке, пришедшие в детский сад, попадают в «чуждую» им среду. Они не готовы к тому, чтобы в течение всего дня общаться на непонятном им или плохо понятном языке. Для этого необходима организация процесса адаптации. Процесс адаптации к условиям детского сада включает в себя:
- обучение пониманию языка воспитателя;
- обучение разговорной речи;
- включение в общую деятельность группы.
Эффективным инструментом для адаптации детей-биллингвов в социальной среде является музыка, потому что музыка не имеет ни языковых, ни возрастных границ. Дети любят музыкальные занятия, которые позволяют им освоить русскую речь. Повышение уровня владения языком у детей-билингвов является основной задачей, которая ставится перед всеми педагогами детского сада.
Музыкальные занятия в детском саду для детей–билингвов.
Музыкальные занятия отличается от многих занятий, проводимых в детском саду. На музыкальном занятии ребенок поет, выполняет вокальные упражнения, работает над певческим дыханием, развивает слуховые навыки и чувство ритма. Занятие является разнообразным по видам деятельности и поэтому интересным.
Для двуязычных детей музыкальное занятие специфично вдвойне. Ребенок не только обучается новому, музыкальному языку, но и сам музыкальный материал (мелодии, песни, ритмы, гармонии) является непривычными и малознакомыми. Ребенок на музыкальных занятия открывает новую музыкальную культуру.
Основной особенностью занятий с детьми-билингвами является повышение уровня владения русским языком, какой бы деятельностью ребенок не занимался:
- Игра на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях развивает моторику рук и пальцев. А это неразрывно связано с моторикой речи.
- Вокал, пение на занятиях – этот процесс непосредственно связан с точным произнесением, к проговариванию и пропеванию звуков речи. Это способствует развитию речи ребенка.
- Музыкальное сопровождение способствует более скорому запоминанию новых слов и отдельных выражений дошкольниками.
- Интонационные упражнения и выразительное исполнение песен на музыкальных занятиях развивают речь ребенка со стороны выразительности интонаций и эмоциональности.
- Слушание и восприятие специально подобранной, классической или народной, музыки благотворно влияют на биоритмы мозга, а, значит, на нервные процессы. Публичные выступления воспитанника (группой или соло) в детском саду на утренниках, открытых занятиях, развлечениях помогают преодолеть стеснительность разговора на русском языке.
Работа педагога с билингвами усложнена тем, что главный способ общения – речь, не может использоваться так легко и просто, как у людей, говорящих на одном языке. Организуя работу, на первых занятиях определяем уровень знания русского языка и составляем индивидуальный план работы с билингвом.
Для точного произнесение звуков русской речи детей-билингвов, на раннем этапе обучения, начинаем с простых речевых упражнений и игр на произнесение и пропевание звуков, слогов, слов и простых песен.
Музыкальный руководитель должен говорить четко, ясно, а главное, не быстро. Он должен использовать понятные слова и выражения, чтобы ребенок ясно понимал задачу, которую ставит педагог. Без сомнений, знание педагогом языка ребенка упрощает задачу при проведении занятия. Как альтернатива, на занятии может присутствовать родитель, который будет помогать в сложной ситуации «недопонимания».
Известно, что 80% информации ребенок воспринимает через зрительные образы, через слух 16%. Соответственно, для эффективного освоения материала на музыкальных занятиях применяем визуальный материал: иллюстрации, фотографии, игрушки, видео файлы и т. д. Это быстрее приблизит воспитанника к пониманию слов или смысла всей песни, используемых на музыкальном занятии.
Песни, игры, музыкальные упражнения и другие задания для детей -билингвов даются в дозированном количестве, учитывая возможности его памяти, словарного запаса. Используем различные способы для повторения и отработки навыков (театрализация, пальчиковые упражнения, соревнования, компьютерные игры
и т. д.). Музыкальный материал должен быть понятным для ребенка не только по возрастным особенностям, но и соответствовать уровню развития языковых навыков.
Музыкальный руководитель через музыкальный материал должен познакомить воспитанника с историческими и культурными традициями России, при этом занятия с детьми - билингвами требуют от него учитывать их культурные особенности, так как различные языки и культуры по-разному относятся к одним и тем же явлениям в жизни. Необходимо отметить, что научиться другому языку это не только выучить слова и фразы, это означает ознакомление с чужой культурой и воспитание в себе толерантного отношения к ней. Уважение культурных традиций - это то, на чем мы строим наше настоящее и будущее.
Таким образом, успешной работе музыкального руководителя при проведении музыкальных занятий с детьми-билингвами будет способствовать:
- понятие национальных культурных особенностей воспитанника;
- использование визуального материала;
- соответствие уровня материала текущему уровню языка ребенка;
- использование речевых упражнений с целью устранения трудности произношения у билингва;
- простота и ясность собственной речи;
- знание или изучение языка ребенка – хорошая помощь при объяснении материала.
Художественно-эстетическое развитие в дошкольных образовательных учреждениях способствует всестороннему развитию личности детей-билингвов в процессе параллельного усвоения нескольких языков и познания окружающего мира.
Литература
1. Свободная энциклопедия Википедия, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Билингвизм (дата обращения : 04.04.2018) свободный.