Шидакова Аминат
Формирование географических представлений как способ познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование географических представлений как способ познавательной активности дошкольников
Я буду так вводить малышей в окружающий мир,
чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое,
чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам
мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду
заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос
мудрым мыслителем и исследователем…
В. А. Сухомлинский.
Добрый день, уважаемые, коллеги!
Слайд
Публикация «Формирование географических представлений как способ познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как устроен мир?
Слайд
Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География». Это единственный естественно научный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа, и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления. Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Дошкольники нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать ее, как губка, ведь только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребенок узнает, что наш мир – это не только знакомые ему «дом – двор – садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?
Психолого-педагогические исследования (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгер, А. В. Запорожца, Т. А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется, как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно – следственные связи и отношения, закономерности. Однако далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования ученых (Ю. К. Бабанского, А. Н. Поддьякова, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной, зависят от характеристик объекта, к которому он направлен. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствие в ней когнитивного конфликта (противоречия). Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления.
Я убеждена, что первые основы по изучению окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений, более того, изучение окружающего мира можно и нужно разнообразить изучением основ географии.
Исходя из этого «Формирование географических представлений как способ познавательной активности дошкольников» стал темой моего опыта работы.
Слайд
Для расширения и углубления знаний детей определила следующие цели и задачи:
Целью является демонстрация опыта применения географических знаний в дошкольном учреждении. Чтобы дети прониклись, заинтересовались этой наукой в школе, целесообразно знакомить их с ней уже в дошкольном возрасте.
Слайд
В соответствии с целью решаю следующие задачи:
- заинтересовать детей изучением окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и целого мира;
- развивать воображение и творческую активность дошкольников;
- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд
Использую в работе следующие приё мы и методы:
беседа,
рассматривание фотографий и иллюстраций,
отгадывание загадок,
раскрашивание раскрасок на географическую тему,
лепка животных разных стран,
складывание пазлов.
Слайд
В соответствии с ФГОС ДО в группе создала все условия для познавательной деятельности детей, в уголке имеются: глобус, географическая карта, энциклопедии о разных странах, животных разных континентов, «Обитатели пустынь», «Что, Где, Когда?», «Всё обо всём», «Я познаю мир» и т. д Магнитный пазл «Карта мира», Лото «Кто где живёт?», Умный чемоданчик «В мире животных», раскраски, материала для детского творчества. Для того чтобы заинтересовать детей, я придумала героя-путешественника- маленькую игрушку, обезьянку по имени Чита. Каждый раз нас зовет с собой в путешествие на разные континенты, в разные страны наша обезьянка Чита и рассказывает, где она уже была и что интересного там видела.
Слайд
Детей дошкольного возраста интересует абсолютно всё, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом я оказываю большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.
Слайд
Путешествие по карте я сопровождаю чтением художественных произведений, которые написаны сказочниками разных стран. Перед чтением рассказываю об авторе, находим на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Бывает, что в книге описана какая-либо страна, и тогда мы находим её на карте, тем самым помогаем детям ассоциировать страну с автором или с произведением.
Вот, например, читая о Карлсоне, мы, конечно, «ищем» Швецию. Читая знакомую сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. При знакомстве с «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки Очень хорошо, когда книги богаты иллюстрациями, ребята любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение. Заучиваем разные стихи. Например: А. Усачёва «Весёлая география».
Слайд
«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. С помощью ИКТ я использую различные презентации, которые помогают детям более ярко и красочно представить ту или иную страну, материк, животный и растительный мир. Повторяем пройденный материал вне занятий.
Слайд
Конечно, очень познавательны видео для детей «Модная география», «Профессор Почемушки», где в интересной форме дети знакомятся с особенностями стран: Россия, Япония, Египет, Австралия, Германия, Греция, Мексика, Индия, Бразилия, Франция, Италия, Испания и многие другие.
Слайд
Интересны детям и настольные игры «Путешествие по материкам», которая знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырех сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно вспоминаются животные, населяющие данные материки.
Слайд
Дидактические игры : «Кто, где живёт», «Атлас мира». Словесная игра "Почта" закрепляет знание названий городов.
Слайд
В утреннем круге беседую с детьми на тему: «Материки», «Путешествие вокруг света».
В начале занятия я провожу для детей блиц-опрос:
- Для чего нужны путешествия? (Получать знания о мире, странах, разнообразии растительного и животного мира)
- Что изучает география? (География изучает расположение стран и морей, островов и континентов, рек и озер, городов и сел)
- Что общего и чем отличаются глобус от карты мира? (Глобус - это макет Земного шара, а карта - это плоское изображение земли)
- Какую форму имеет наша планета Земля? (Шарообразную форму)
- Сколько материков на Земле? (6)
- Самый жаркий материк? (Африка)
- Самый большой материк? (Евразия)
- На каком материке находится наша страна? (Евразия)
- Сколько океанов на Земном шаре и как они называются? ( 4: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый)
- Самое холодное место на Земле? (Северный полюс)
- Какой континент не имеет морей и рек? (Антарктида)
- Какие моря носят цветные названия? (Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море).
- Что такое джунгли? (Влажные труднопроходимые леса с кустарниками и лианами)
- Что такое пустыня? (Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер.)
Слайд
Провожу с детьми викторины и конкурсы, олимпиады.
Дети с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков, чтецов, на лучшую поделку из природного материала.
Слайд
Кроме занятий, игр, где еще можно изучать науку о Земле? Конечно, на прогулке. Просто обращаю внимание детей на окружающий мир и рассказываю. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, какие растения на нем растут. Какие растения растут на песке? Что лучше для растений: чернозем, песок или глина? Чем они отличаются по своим свойствам? На прогулку беремкомпас – необходимый прибор для путешественника. Это отличный повод познакомить детей с частями света. Детям объясняю, что утром солнце восходит на Востоке, а вечером садится с другой стороны – на Западе. Может ли солнце запутаться и взойти на Западе? Дети должны иметь представление, что такое невозможно, потому что Земля вращается всегда только в одну сторону. На прогулке каждого ребенка учу пользоваться компасом. Красная стрелочка указывает на Север. Если ребенок стоит лицом к Северу, то сзади у него Юг, слева – Запад, справа – Восток.
Слайд
Очень интересно с детьми на прогулке проходит игра «Найди клад». Заранее рисую карту-план, на которой условными обозначаю постройки, деревья, пенек, спортивное оборудование и прочее. Дети участвуют в обсуждении и потом с интересом ищут тайник, указанный на карте. Такая игра не только расширяет географические знания, но и тренирует пространственное мышление детей.
Слайд
Так же реализую с детьми долгосрочный проект «Удивительный мир животных», предоставляю детям большие возможности для познания, изучения мира планеты. В процессе работы над проектом развивается активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, способность работать в коллективе. Вместе с тем формируется бережное отношение ко всему живому, дети начинают осознавать взаимодействие человека с живой природой, т. е. закладываются основы экологического сознания.
Слайд
Провожу с детьми кружковую работу «Юный географ». Цель моей работы развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Мною были проведены открытые занятия на тему:
Слайд
- «Путешествие в подводный мир» целью занятия было: систематизировать знания детей о морях, океанах и морских обитателях.
Слайд
- «Наши помощники: глобус и карта», где я знакомила детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта».
Слайд
Для педагогов провела консультацию «География для дошколят», мастер-класс «Путешествие по карте», деловую игру «Знатоки природы», семинар-практикум «Развитие пространственной ориентировки в старшем дошкольном возрасте через знакомство с географией».
Слайд
Воспитание детей может полноценно осуществляться в дошкольный период лишь в том случае, если на детей воздействует не только детский сад, но и семья. Для родителей провожу консультации: «Как знакомить ребёнка с окружающим миром», «Ребенок познает мир»; индивидуальные беседы: «Как рассказать детям о материках», «Интересные книги о планете Земля», родительские собрания: «Воспитание любви к разным народам», «Воспитание доброты к природе в семье».
Слайд
Результативность моей работы заключается в следующих показателях:
- у детей сформировались элементарные представления о Земле;
- повысился интерес к природе, к планете Земля;
- дети активно используют в своей речи специальную географическую терминологию;
- заметно повысился уровень наблюдательности;
- дети научились делать выводы и выдвигать гипотезы.
Использование географического материала дает устойчивый положительный результат в формировании у детей дошкольного возраста интереса к прошлому и будущему земли.
Слайд