Татьяна Гаврилова
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.
Публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.
Мы не можем знать, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для постройки своего успешного пути развития. Но для того, чтобы их позиции в будущем мире были достаточно прочными, мы можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ даё т следующую характеристику: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения….»
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от многих факторов: от дошкольного развития, влияния родителей, учителей, школьной программы и самого ребёнка. Причем, основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие - остаются неизменно востребованными.
Среди существующих основных форм функциональной грамотности учитель на этапе домашнего обучения может повлиять на :
- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, подбирая точные слова;
- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.
Отмечу то, что мешает формированию грамотной устной и письменной речи, являющейся существенным компонентом функциональной грамотности обучающегося : это
неустойчивое внимание,
недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
недостаточное развитие способности к переключению,
леворукость,
недостаточное развитие мелкой моторики,
нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала,
слабо развитое словесно-логическое мышление,
пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных процессов, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Другими словами формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в деятельности на уроке и в общении с окружающими.
ФГОС предполагает овладение личностными и предметными результатами. Предметные результаты оцениваются по двум уровням: минимальному и достаточному. В связи с новыми требованиями нужно выделить ещё уровень функциональной грамотности.
У моего обучающегося с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даю предельно развёрнуто и небольшими порциями. При каждом затруднении возвращаюсь к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.
Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на уроках русского языка использую :
дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающегося, поддержанию интереса к предмету;
- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
- вопросы и задания, требующие от обучающегося самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее слово», «Придумай рифму», Прием: «Лови ошибку», Прием: «Мне это пригодится».
На уроках литературного чтения применяю следующие задания:
1. Прочитай текст и ответь на вопрос.
2. Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.
3. Восстанови текст.
4. Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке и т. д.
Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную атмосферу, но и постоянно обращаюсь к опыту жизнедеятельности учащегося. Вся моя деятельность направлена на формирование и развитие базовых компетентностей (коммуникативной, информационной, методологической, социокультурной, которые обеспечиваются в ходе реализации системного подхода в обучении.