МААМ-картинки

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ

Татьяна Гаврилова
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.

Публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.

Мы не можем знать, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для постройки своего успешного пути развития. Но для того, чтобы их позиции в будущем мире были достаточно прочными, мы можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ даё т следующую характеристику: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;

- способностью строить социальные отношения….»

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от многих факторов: от дошкольного развития, влияния родителей, учителей, школьной программы и самого ребёнка. Причем, основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие - остаются неизменно востребованными.

Среди существующих основных форм функциональной грамотности учитель на этапе домашнего обучения может повлиять на :

- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, подбирая точные слова;

- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;

- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности

- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.

Отмечу то, что мешает формированию грамотной устной и письменной речи, являющейся существенным компонентом функциональной грамотности обучающегося : это

неустойчивое внимание,

недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,

недостаточное развитие способности к переключению,

леворукость,

недостаточное развитие мелкой моторики,

нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,

снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,

недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала,

слабо развитое словесно-логическое мышление,

пониженная познавательная активность в области языковых явлений,

неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных процессов, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.

Другими словами формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в деятельности на уроке и в общении с окружающими.

ФГОС предполагает овладение личностными и предметными результатами. Предметные результаты оцениваются по двум уровням: минимальному и достаточному. В связи с новыми требованиями нужно выделить ещё уровень функциональной грамотности.

У моего обучающегося с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даю предельно развёрнуто и небольшими порциями. При каждом затруднении возвращаюсь к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на уроках русского языка использую :

дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающегося, поддержанию интереса к предмету;

- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;

- вопросы и задания, требующие от обучающегося самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее слово», «Придумай рифму», Прием: «Лови ошибку», Прием: «Мне это пригодится».

На уроках литературного чтения применяю следующие задания:

1. Прочитай текст и ответь на вопрос.

2. Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.

3. Восстанови текст.

4. Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке и т. д.

Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную атмосферу, но и постоянно обращаюсь к опыту жизнедеятельности учащегося. Вся моя деятельность направлена на формирование и развитие базовых компетентностей (коммуникативной, информационной, методологической, социокультурной, которые обеспечиваются в ходе реализации системного подхода в обучении.

Публикации по теме:

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 28 октября 2022 в 11:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаврилова (УИ 164598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД