Дина Абубакирова
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения ребенка в школе является важным, ответственным и ярким событием. С каким трепетным волнением переступают дети порог школы впервые дни своего обучения, как доверчиво смотрят они в глаза учителя! Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель погасает огонек в детских глазах, почему для некоторых детей обучение становится мукой? Причин случившейся перемене несколько и одна из них недостаточная психологическая готовность ребенка к обучению. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает интеллектуальную, социально - личностную и эмоционально-волевую готовность.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов.
Социально - личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своего поведения в целом и умение взаимодействовать с окружающим.
Эмоционально-волевая готовность – способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
По нашим наблюдениям у наших детей внутренняя позиция школьника в подготовительных группах была снижена. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе, но перед этим через, сколько трудностей надо будет пройти и учителю, и ученику. И на основании этого в 2012 году в нашем садике была открыта экспериментальная площадка, с целью создания системной работы между ДОУ и школой по формированию социально-личностного развития детей. Поступающий в школу ребенок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний.
Поэтому в настоящее время подготовка детей к обучению в школе является актуальной.
С целью изучения мотивационной готовности, эмоционального отношения к школе, внутренней позиции к учебной деятельности в подготовительных группах была проведена большая диагностическая работа. Были использованы следующие методики:
1. Изучение общей способности к обучению.
2. Изучение саморегуляции
3. Изучение мотивов учения.
4. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.
Кратко хочу рассказать о результате диагностик.
По первой методики - изучение общей способности к обучению. Мы получили такие результаты:
у 39 % детей – I уровень, 36% - II уровень, 21% - III уровень, 3% - IV уровень, 0% - V уровень.
Что означают эти уровни?
I уровень – Ребенок с интересом работает, сохраняется это на протяжение всего занятия, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, желает продолжить.
II уровень – Задание ребенка заинтересовывает, положительно к этому относится, но стремление продолжать по своей инициативе не наблюдается.
III уровень – Ребенок принимает цель задания частично и до конца занятия не может ее сохранить, из-за невнимательности допускаются ошибки, свои ошибки не замечает.
IV уровень - Ребенок принимает очень небольшую часть цели, делает ошибки и не исправляет их, не проверяет, к качеству выполненной работы равнодушен.
V уровень – Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того не понимает, какая перед ним поставлена задача, делает все как попало.
Вторая методика - изучение саморегуляции
На основании анализа протоколов можно сказать, что у 39% детей по саморегуляции – I уровень, у 33% - II уровень, у 21% - III уровень, у 5% - IV уровень 0% - V уровень.
Третья методика - изучение мотивов учения.
По данной таблице мы видим, что мотивационная готовность на I уровне у 57% детей,II уровень у 33%, III уровень у 10% и IV, V уровень 0.
Четвертая методика - изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»).
По данной методике мы получили такие результаты: у 30% детей умеет подчинять свои действия определенному правилу, 36% детей умеют подчинять свои действия, но точно и правильно не получается выполнить, невнимательны, 19% детей цель задания понимают частично, допускают ошибки, 14% детей принимают очень небольшую часть цели, делают ошибки и не исправляют их, к качеству выполненной работы равнодушны.
В итоге после получения результатов диагностики проводится коррекционная работа по подготовке детей к обучению в школе, которая помогает ребенку адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья.
Рассмотрим результаты психологического обследования по готовности детей к обучению в школе за последние 3 года. В 2012 году когда мы только открыли экспериментальную площадку готовность к школе у детей было 61%, 2013 г. - 71%, а в 2014 г. - 86%. Средний уровень 2012 -%, 2013 г. - %, 2014 -% .С низким уровнем готовности в начале было 5% детей, второй год 4%, а уже 2014 г- 0.
Таким образом, результаты диагностик показывают эффективность нашей работы. Дальнейшая работа по данной системе поможет добиться еще лучших результатов и дети психологически подготовлено пойдут в школу.