МААМ-картинки

Психологическая готовность ребенка к школе

Дина Абубакирова
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Начало обучения ребенка в школе является важным, ответственным и ярким событием. С каким трепетным волнением переступают дети порог школы впервые дни своего обучения, как доверчиво смотрят они в глаза учителя! Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель погасает огонек в детских глазах, почему для некоторых детей обучение становится мукой? Причин случившейся перемене несколько и одна из них недостаточная психологическая готовность ребенка к обучению. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает интеллектуальную, социально - личностную и эмоционально-волевую готовность.

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах

Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов.

Социально - личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своего поведения в целом и умение взаимодействовать с окружающим.

Эмоционально-волевая готовность – способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.

По нашим наблюдениям у наших детей внутренняя позиция школьника в подготовительных группах была снижена. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе, но перед этим через, сколько трудностей надо будет пройти и учителю, и ученику. И на основании этого в 2012 году в нашем садике была открыта экспериментальная площадка, с целью создания системной работы между ДОУ и школой по формированию социально-личностного развития детей. Поступающий в школу ребенок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний.

Поэтому в настоящее время подготовка детей к обучению в школе является актуальной.

С целью изучения мотивационной готовности, эмоционального отношения к школе, внутренней позиции к учебной деятельности в подготовительных группах была проведена большая диагностическая работа. Были использованы следующие методики:

1. Изучение общей способности к обучению.

2. Изучение саморегуляции

3. Изучение мотивов учения.

4. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Кратко хочу рассказать о результате диагностик.

По первой методики - изучение общей способности к обучению. Мы получили такие результаты:

у 39 % детей – I уровень, 36% - II уровень, 21% - III уровень, 3% - IV уровень, 0% - V уровень.

Что означают эти уровни?

I уровень – Ребенок с интересом работает, сохраняется это на протяжение всего занятия, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, желает продолжить.

II уровень – Задание ребенка заинтересовывает, положительно к этому относится, но стремление продолжать по своей инициативе не наблюдается.

III уровень – Ребенок принимает цель задания частично и до конца занятия не может ее сохранить, из-за невнимательности допускаются ошибки, свои ошибки не замечает.

IV уровень - Ребенок принимает очень небольшую часть цели, делает ошибки и не исправляет их, не проверяет, к качеству выполненной работы равнодушен.

V уровень – Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того не понимает, какая перед ним поставлена задача, делает все как попало.

Вторая методика - изучение саморегуляции

На основании анализа протоколов можно сказать, что у 39% детей по саморегуляции – I уровень, у 33% - II уровень, у 21% - III уровень, у 5% - IV уровень 0% - V уровень.

Третья методика - изучение мотивов учения.

По данной таблице мы видим, что мотивационная готовность на I уровне у 57% детей,II уровень у 33%, III уровень у 10% и IV, V уровень 0.

Четвертая методика - изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»).

По данной методике мы получили такие результаты: у 30% детей умеет подчинять свои действия определенному правилу, 36% детей умеют подчинять свои действия, но точно и правильно не получается выполнить, невнимательны, 19% детей цель задания понимают частично, допускают ошибки, 14% детей принимают очень небольшую часть цели, делают ошибки и не исправляют их, к качеству выполненной работы равнодушны.

В итоге после получения результатов диагностики проводится коррекционная работа по подготовке детей к обучению в школе, которая помогает ребенку адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья.

Рассмотрим результаты психологического обследования по готовности детей к обучению в школе за последние 3 года. В 2012 году когда мы только открыли экспериментальную площадку готовность к школе у детей было 61%, 2013 г. - 71%, а в 2014 г. - 86%. Средний уровень 2012 -%, 2013 г. - %, 2014 -% .С низким уровнем готовности в начале было 5% детей, второй год 4%, а уже 2014 г- 0.

Таким образом, результаты диагностик показывают эффективность нашей работы. Дальнейшая работа по данной системе поможет добиться еще лучших результатов и дети психологически подготовлено пойдут в школу.

Публикации по теме:

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Тест для родителей будущих первоклассников Проверим уровень своей готовности к обучению ребенка в школе. Отвечайте на вопросы искренне. Это поможет выявить трудности, которые могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 23:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Дина Абубакирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД