Оксана Марченко
Выступление на семинаре «Социальная готовность ребенка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
Этому существует множество объяснений.
Члены семьи все меньше времени проводят друг с другом
Дома люди в основном не беседуют друг с другом, смотрят телевизор и проводят время за компьютером
Публикация «Выступление на семинаре „Социальная готовность ребенка к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
У многих родителей в связи с занятостью на работе и при наличии вредных привычек и зависимостей совсем не остается времени для детей
Часто учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные» как раньше. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, с трудом внимательно слушают других.
Эта проблема не только школы, но и дошкольных учреждений. Переукомплектованность групп, в особенности в старшем дошкольном возрасте, приводит к тому, что на занятии педагог вынужден больше времени уделять дисциплине, и приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать все с большим количеством беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и «неуправляемыми».
Еще одна из проблем - социальный заказ родителей. Акцентируя свое внимание на интеллектуальное подготовке детей к школе, родители иногда упускают из вида эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
Что же представляет собой социальная или личностная готовность к обучению в школе?
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе. Необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса 7 лет.
Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но и уже не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к щкольному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативная симптоматика кризиса проявляется в полной мере (негативизм, упрямство, строптивость и пр). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничание, вертлявость, клоунада. Выготский Л. С. отмечал это как «утрату детской непосредственности» Причина – разделение в сознании ребенка его внешней и внутренней позиции.
До 7 лет ребенок поступает в соответствии с актуальными для него в этот момент переживаниями. Желания и выражения этих желаний в поведении (то есть внутреннее и внешнее) представляет собой неразделимое целое: «захотел – сделал».
Утрата непосредственности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого «интеллектуального компонента», который вклинивается между переживаниями и действием. Поведение становится осознанным: «захотел – осознал – сделал». Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих, свое отношение к ним и самому себе, свой опты, результаты собственной деятельности. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего «Я», формирований внутренней социальной позиции.
Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей и тем, каковы его реальные возможности и желания. Ребенок стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни, выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально-значимой для него деятельности, в желании выполнять поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности.
Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе. Если ребенок прошел кризис до поступления в школу, обучение и адаптация будут более успешны. Кроме того, следует отметить, что кризис в наше время помолодел.
Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Какие же приемы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребенка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является «Дисциплина». Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание. Таким, образом, дисциплина – это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация.
Цель дисциплины в гораздо большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе.
Мы в своей работе используем следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.
1. Чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека;
2. Приводить в пример тех детей, которые делятся игрушками, сотрудничают, помогают и пр;
3. Рассказывать детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь другим людям помогли решить сложную проблему;
4. Прочтите несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей и животных;
5. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того, чтобы разрешать проблемы силой;
6. Привлекайте внимание к случаям нравственного поведения ребенка;
7. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
8. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с особенно желательной игрушкой;
9. Четко объясняйте последовательность действий в режимные моменты, подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правильного поведения за столом;
10. Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры (игровой материал, пространство в группе);
11. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность;
12. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку (улыбка, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимика).
Я бы выделила 2 компонента в социальном воспитании : интеллектуальный и коммуникативный.
Интеллектуальный: формирование достаточного объема знаний, обеспечивающих ориентировку в окружающем и социальную уверенность. Что мы для этого делаем? Прежде всего это создание материальной базы и методического обеспечения. Далее это организация работы по ознакомлению с окружающим (занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместные игры на прогулке, спектакли старших ребят для малышей)
Коммуникативный: коммуникация (от греч. Communucato) – делать общим, связываться, общаться. Коммуникативное умение – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. Формируется в результате социально-нравственного воспитания дошкольника). Для этого мы используем различные методические пособия:
Азбука общения
Развитие социальной уверенности у дошкольника
Учим детей общаться
Развитие социальной уверенности (М. Безруких). Мы использовали в работе несколько программ занятий. В частности это:
«Я и другие»
Цель: развитие умения воспринимать другого человека, эмоциональное усвоение детьми социального опыта, в основе которого эмоциональное переживание. При реализации данной программы занятий широко используются игры с ладошками, хороводные игры, игры, развивающие умение синхронно двигаться в паре, группе, подстраиваться под ритм движения сверстника; игры-диалоги, инсценировки; игры на взаимодействие («Солнышко», «Ветерок приглашает погулять» - см. карточки);обрядовые русские игры («Ручеек», «Веночек» см – карточки).
В результате занятий дети испытывают радость общения со сверстниками, интерес к ним, осознают свое единство с ними, умеют проявлять свое внимание и симпатию.
«Звездная страна».
Цель: формирование у детей навыков сотрудничества.
Дети учатся навыкам совместной групповой деятельности – ориентироваться на поставленную перед группой задачу, вступать в контакт с другими детьми, объединяться с ними, проявлять к ним внимание; обсуждать, планировать совместные действия, договариваться, определять свой вклад в общее дело; взаимодействовать, согласовывать свои действия с действиями партнера, переживать групповой успех как свой собственный.
При реализации данной программы занятий мы использовали прием «превращения» детей в различных персонажей, например, в лесовичков, звездных человечков и пр. Широко используются игры, например игра «Гусеница», в которую я предлагаю сейчас поиграть. (Проводится игра, см. карточку) Эта игра учит доверию. Успех продвижения в команде зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями других участников.
Новый эмоциональный опыт (переживание радости от общения со сверстниками, от перевоплощения в роли альтруистического характера) нейтрализует негативные эмоциональные проявления, формирует новые социальные побуждения и потребности, новые положительные качества и стремление к взаимодействию с другими.
Интерес представляет и следующая технология:
Римашевская. Технология развития навыков взаимодействия.
Мы в работе используем отдельные приемы: пиктограммы, говорящие куколки (проблемные ситуации взаимодействия предлагаются детям от лица любимых персонажей, мимическая гимнастика, азбука настроений и пр. Очень нравится детям прием «Волшебные очки» - передавая друг другу воображаемые волшебные очки, надевая которые можно увидеть много нового и интересного, назвать по имени, вспомнить как можно больше позитивных особенностей. Или «Ты самый-самый…» - передавая по кругу игрушку. Завершают предложение «Ты самый-самый…» (добрый, смелый, отзывчивый и пр)