Наталья Рык
«Филимоновские игрушки-свистульки». Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Направление образовательной области: художественно-эстетическое развитие.
Продуктивный вид деятельности: рисование.
Тема: "Филимоновские игрушки-свистульки".
Публикация «„Филимоновские игрушки-свистульки“, Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе» размещена в разделах
Цель: Формировать умение украшать контурный силуэт игрушки декоративными элементами филимоновской росписи в рамках заданной формы (лошадки).
Задачи:
- способствовать умению рисовать узоры на силуэтах - проведение тонких прямых линий кисточкой;
- развивать "зрительскую" культуру, характерные элементы декора и чувство цвета;
- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и материалы:
демонстрационный: филимоновские игрушки, посылка с письмом, наглядно-дидактическое пособие по теме.
раздаточный: силуэты филимоновской лошадки на каждого ребенка, нарисованные на бумаге (формат А-5,краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Словарная работа: филимоновская игрушка, барыня, эскиз, линия, мастера-гончары, глина.
Ход организованной образовательной деятельности
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки. Спасибо, мои хорошие. Ребята, а вы любите сказки? А у нас сегодня не простое занятие, а сказочное, на котором мы будем раскрашивать интересные игрушки. Но для начала я расскажу вам сказку об игрушках, которые начали лепить в селе Безымянное.
«Ни далеко, ни близко, за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жил в той деревне мастер-гончар по имени Филимон. Из глины он лепил всякую посуду. Лепил из местной глины, которая была необычного цвета - серого с синевой. Но была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины постоять ночку в жаркой печи, и превращалась она из синей в белую.
Было у Филимона три дочери, они умели хорошо петь, но Филимон сильно переживал, что дочки его не могут работать с глиной и стал он их учить лепить.
Однажды дед Филимон пошел накопать еще глины, задал он дочкам задание налепить посуды. Но, вернувшись, Филимон увидел вместо посуды игрушки, да не простые, а со свистульками. Стал ругать своих дочерей, за то, что они бездельничали. А дочки сказали, нам так скучно лепить посуду было, что мы запели песни и не заметили, как вылепили игрушки. Поворчал немного Филимон, простил дочерей, но запретил петь песни во время работы.
Дочери вышли замуж и приехали со своими детками к деду Филимону в гости. Филимон дал своим внукам игрушки, что сделали когда-то его дочери, но внукам игрушки не понравились, они сказали деду, что игрушки некрасивые. Задумался Филимон, подумал-подумал и решил их раскрасить красками.
И украсились некрасивые игрушки яркими нарядами. Наутро пришли внучата увидели игрушки и разобрали, кому какая понравилась, показали они свои игрушки другим детям. И сталиу деда Филимона просить сделать еще игрушки, для других детей, с других деревень. Так прославились игрушки, что деревню прозвали Филимоново, а игрушки филимоновскими.»
Воспитатель: - Понравилась вам сказка?
Воспитатель: - Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик увидела у себя на столе посылку, давайте ее откроем.
Воспитатель: - Посмотрите здесь письмо! А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок» – копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу! (лошадка)
Воспитатель зачитывает письмо
Основная часть
Воспитатель: - Ребята, поможем лошадке? Давайте посмотрим, что это за рисунки?
Воспитатель: - Ребята, все филимоновские игрушки-свистульки. Характерные особенности их заключаются в том, что они вытянуты, будто к солнышку тянутся. Посмотрите на лошадку. Ноги у них короткие, толстые, а шея при этом длинная и маленькая голова. Расписаны разными узорами - желтой, зеленой и красной краской. Животные расписываются разноцветными полосками. Украшают игрушки «ветвистой ёлочкой», «звёздочкой» лучистой или солнышком. А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, ёлочки– символ растительности и жизни.
Воспитатель: - Ну что, ребята, попробуем? А чтобы у нас все получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте все возле своих стульчиков ровно.
Физкультминутка
Раз-два, раз-два - стали дети мастера.
(руки поднимают вверх, затем к груди)
Сели, встали, сели, встали
Мы работать не устали.
Ручки наши - хлоп, хлоп, хлоп,
Ножки наши - топ, топ, топ.
Раз-два, раз-два - наши дети мастера.
Воспитатель: - Вот вы и превратились в мастеров. Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.
Пальчиковая гимнастика
Стоит в поле теремок
(ладошки соединяем домиком)
Он ни низок, ни высок
(показывают вниз руки и вверх)
Дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
Вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Чтобы не забрался вор.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
(кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)
Практическая часть
Воспитатель: - Пора и за работу. Мы с вами будем раскрашивать свистульку-лошадку. Рисовать мы будем по эскизу.
1. Возьмем толстую кисть, намочим ее в воде и набираем ею желтый цвет, если кисточка намочилась сильно, обмакните ее в салфетке, помните, что хвостик кисточки не любит много воды и краски. Теперь проводим на бумаге поперек туловища две желтые полосы. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее. Теперь от поперечной полосы на туловище проводим полоски вдоль,от ног к хвосту, и от ног к мордочке нашей лошадки.
2. Теперь смываем кисть в воде, берем тонкую кисть, опустили в воду, убираем лишнюю воду и набираем кистью красную гуашь, начинаем рисовать полоски по краю желтых полосок, по двум сторонам.
3. Снова смываем с кисточки красную краску, убираем лишнюю воду и окунаем кисть в зеленую гуашь и не забываем, что кисточка не любит много краски. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых полос.
Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте, их разложим на подоконник, а когда они высохнут, мы их обязательно разложим в раздевалке, чтобы они всех нас радовали. Сегодня на занятии мы повстречались с филимоновскими игрушками, были мастерами. Вы все очень хорошо справились с этой работой!
Воспитатель: - Ребята, нам надо снова превратится в детвору, а для этого давайте все вместе скажем волшебные слова "Раз-два, раз-два - снова все мы детвора".
Воспитатель: - Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут раскрасить прекрасную филимоновскую игрушку. А для этого мы им подарим вот этих замечательных лошадок.