ирина Лосинская
НОД по лепке из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
образовательная область «Художественное творчество»
в подготовительной к школе группе
по теме «Дымковская барышня»
(Лепка из глины по мотивам народных игрушек) Цель: развитие детей через приобщение к художественной лепке на основе народных игрушек.
Публикация «НОД по лепке из глины по мотивам народных игрушек „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из глины
- Лепка. Конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
Задачи: 1. продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством: дымковская игрушка;
2. формирование умения лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры, сглаживать поверхность для последующей росписи; передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошники, оборки и прочее);
3. развитие умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки;
4. воспитание аккуратности и самостоятельности;
5. развитие эстетического восприятия, творческих способностей и фантазии, мелкой моторики пальцев рук.
Основные участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитательОсновные участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатель
Ожидаемые результаты: повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания; освоение искусства лепки;
развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса;
наличие сформированных навыков самостоятельной работы.
Методы и приемы:
Художественное слово, сюрпризный момент, рассказ педагога о ярмарке, принятие роли детьми, объяснение воспитателем порядка действий, индивидуальная помощь, поощрение, физминутка, анализ работ.
Оборудование:
1. Для педагога: глина, стека, доска, салфетка,баночка с водой
2. Для воспитанников: глина, стека, доска, салфетка тканевая и бумажная на каждого ребенка, баночка с водойПредварительная работа: Знакомство с народным промыслом (Дымковская игрушка); беседы о дымковских игрушках; разучивание с детьми стихотворений, загадок о дымковских игрушках; просмотр фильма «Город Мастеров»; рассматривание альбомов, открыток, игрушек с дымковской росписью; декоративное рисование узоров по мотивам народных промыслов; роспись бумажных силуэтов; организация выставок детских рисунков, поделок.
Индивидуальная работа:
-помочь продумать узор игрушки;
- предложить составить несколько эскизов для разных игрушек;
- проговаривание скороговорки.
Ход занятия.
1. Вводная частьЗвучит ярмарочная музыка, входит воспитатель в костюме дымковской барышни. Обращается к детям:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей!
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке.
Какие чудные зверушки –
Лошадки, курочки, индюшки.
У барыне на коромысле
Ведерки синие повисли.
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Вопросы к детям:
-О каких игрушках идет речь?
-Какие дымковские игрушки вы знаете?
-Чем отличаются дымковские игрушки от карпогольских и филимоновских? (Ответы детей)
2. Создание мотивации
Дети подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки
Воспитатель далее обращается к детям:
- Я к вам приехала из села Дымково, от дымковских мастеров. Все дело в том, что у них в селе намечается ярмарка дымковских игрушек. Мастера попросили вас быть участниками этой ярмарки, и предлагают вам слепить из глины дымковских барышень. Но для этого надо постараться.
Воспитатель обращает внимание детей на свой костюм. Далее дети рассматривают дымковскую игрушку «Барышню».
-Самыми известными дымковскими игрушками были фигуры «Барыня-водоноска» и «Нарядная барышня». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы и мастера с искусством пытались их передать.
Дымковская роспись славна тем, что она сказочно красива, цвета яркие и сочные.
3. Основная часть
Воспитатель предлагает вылепить дымковскую барышню, объясняет последовательность лепки.
1. Лепка юбки – колокола.
Раскатываем из куска глины шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара, формируем колокол.
2. Лепка торса. Скатываем небольшой кусок глины в овал и прилепляем к узкой части купола. Тщательно примазываем.
3. Лепка и прикрепление головы. Для головы надо взять кусок глины меньше, чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.
4. Приступаем к рукам. Раскатываем палочку и делим ее пополам. Примазываем тщательно к туловищу.
5. Украшение игрушки –витые букли, шляпа или кокошник, воротник, оборки.
6. Места соединения смачиваем водой, швы заглаживаем.
Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке. Но прежде чем приступить к работе –надо согреть руки.
Динамическая пауза
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Вот мы и готовы работать.
Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.
4. Заключительная часть
По окончании работы дети расставляют барышень в хоровод.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша
Стоит не дыша.
Э. Котляр.
Игра «Передай другому». С образцом
Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках, после окончания музыки должен ответить на вопрос.
1. Какую игрушку мы сегодня лепили?
2. На какой реке находится слобода Дымково. (Вятка)
3. С чем можно сравнить цвета дымковской игрушки? (c радугой)
4. Материал, из которого изготавливают игрушки. (глина)
5. Что делают мастера, чтобы фигура стала прочной? (обжигают)
6. Что тебе понравилось при выполнении работы?
7. В чем ты испытал трудности?
Воспитатель. Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием: у вас получились красивые барышни. На следующем занятии мы будем расписывать наши игрушки. Ребята, и может быть, кто- нибудь из вас, когда вырастет, станет настоящим мастером дымковской игрушки. Когда наши работы будут готовы, я вам предлагаю устроить выставку наших поделок и позвать на нее гостей. Пригласим воспитателей и детей других групп, а также ваших родителей.
Последующее взаимодействие с детьми, направленное на обмен впечатлениями, практическое использование полученного опыта в детской деятельности - На следующем занятии воспитатель предлагает детям расписать дымковских барышень.
Итогом занятий по лепке дымковских игрушек станет ярмарка, где дети перевоплотятся в народных мастеров-умельцев и покажут свои изделия детям других групп (развлечение)
Ой вы, гости дорогие,
У нас игрушки расписные,
Лепили, красили, старались,
Показать вам собирались.
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям!