шкель светлана
Методика проведения утренней гимнастики в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность утренней гимнастики для подготовительной группы составляет 10 - 12 минут.
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Утренняя гимнастика состоит из 3 частей: вводная, основная, заключительная.
Вводная часть включает в себя:
- построения (в колону, в шеренгу)
- строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
- перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)
- непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки
- бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.
Все эти упражнения недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
Основная часть включает в себя:
- выполнение комплекса общеразвивающих упражнений
На утренней гимнастике используются уже знакомые детям упражнения. Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.
В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в колонны «2, 3, 4». В колоннах дети размыкаются так, чтобы не мешать друг другу. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.
В подготовительной группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 6 – 8 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).
Заключительная направлена на:
- восстановление пульса и дыхания
Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Основная особенность утренней гимнастики в подготовительных группах – ответственное отношение детей к ее выполнению.
На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.
Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе.
Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т. д., требования к его качеству).
Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.
На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т. д.).
В конце утренней гимнастики дети могут прочитать речевку, в которой подчеркивается значение утренней гимнастики.