Абрият Муртазалиева
Открытая НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание через искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям народной культуры. Изучение истории, культуры, родного края, России. Познакомить детей с историей происхождения гончарного промысла. Формировать представления о традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью глиняных предметов. Развивать эстетическое восприятие, уважение к работе народных мастеров.
Воспитывать уважение к народным мастерам гончарного дела.
Публикация «Открытая НОД по теме „Духовно-нравственное воспитание через искусство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Воспитать интерес к народному быту, позитивное отношение к миру. Нормировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.
Обогащать словарь названиями предметов быта: джурабки, папаха, бурка, (национальный костюм, балхарское искусство (дымковская игрушка) сарафан, рубаха, лапти, прялка, печь.
Предварительная работа:
Методические приемы: показ, беседа, чтение пословиц, поговорок, физминутка.
Организационный момент;
Показ слайдов по теме НОД
Чтение произведений: Рашид Рашидова «Умный балхарец», Е. А. Агафоновой «Балхарское чудо».
Заучивание стихов и потешек о дымковской игрушке.
Чтение пословиц о труде и трудолюбии.
Воспитатель в национальном костюме приветствует гостей.
Воспитатель : Проходите гости дорогие! Молодые да пожилые! Проходите ко мне на посиделки (дети под национальную народную музыку садятся на отведенные места). Воспитатель : Все расселись?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Хорошим гостям хозяйка рада.
Почетному гостю - почетное место.
Здравствуйте ребята,
Воспитатель : Скажите мне, пожалуйста, где мы с вами живем?
Дети: В Республике Дагестан.
Воспитатель : Да, дети, правильно. Дагестан это наша малая Родина, а как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель : И Дагестан и Россия издавна славятся знаменитыми мастерами, красивыми изделиями и своим трудолюбием.
Воспитатель : А какие пословицы о труде и о трудолюбии вы знаете?
Ответы детей:
• Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
• Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли им делать нечего.
• Сделал дело - гуляй смело.
У кого умелые руки, тот и мед ест.
Труд и терпение превращаются в золото
Воспитатель : У нас очень трудолюбивый народ. И сегодня я вам расскажу о
тех временах, когда наши прабабушки и прадедушки жили и работали. Они пасли
скот, сеяли пшеницу, осваивали различные ремесла, такие как ковроткачество,
ювелирное и гончарное дело.
Секреты своего мастерства они передавали от отца к сыну. Так в Дагестане
появились целые аулы знаменитых мастеров: Кубани, Унцукуль, Балхар.
Село Балхар славится своими мастерами по глине.
Кто первый придумал гончарное ремесло? (Калкучи)
А вы хотите узнать историю возникновения балхарских изделий?
(Слайды про Балхар, про игрушки и элементы узоров)
Воспитатель : Также ребята мы с сегодня с вами познакомимся с русской
народной культурой.
-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые
умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами. (Слайд
села Дымкова)
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё крутом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали!
Воспитатель : В древние времена жители села от мало до велика лепили
глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят
печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково,
а игрушки стали называть дымковскими.
Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера! Что это за
игрушки?
Дети: Олень, барашек, конь.
Воспитатель : Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные?
Дети: Из кругов, колец, полос, кругов.
Воспитатель : Кто это?
Дети: Уточка, петушок, индюк.
-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские
мастера.
Дети: красный, оранжевый, синий
Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей (про труд
мастеров отметить).
Дети: Красный, оранжевый, синий
-Для чего нужны дымковские игрушки?
Дети: Есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища
украшают.
Динамическая пауза «Мы в музее побывали»
Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)
Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки, дотронуться до головы)
Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)
Для начала мы с тобой крутим только головой,
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем, теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем- Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!
Воспитатель : Предлагаю вам стать мастерами! Давайте украсим силуэты балхарских и дымковских игрушек узорами. Согласны?
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!
Вправо, влево повернись,
В мастеров все превратись!
-Приглашаю в художественную мастерскую!
-Возьмите любой силуэт игрушки и пройдите на свои места.
-Чтобы ваша кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)
-Закройте глаза, придумайте узор. начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно. (Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти).
Пальчиковая игра Вот помощники мои Их, как хочешь поверни!
Так и эдак, эдак-так,
Не обидятся никак!
Можешь пальцы сосчитать:
1.2.3.4.5
1.2.3.4.5
10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!
(Продолжаем работать)
Выставить рисунки детей.
Анализ работ.
Сколько много разных игрушек получилось! А вам нравятся ваши работы?
На них смотреть нам всем интересно!
Игрушки украшены просто чудесно!
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.