Галина Клевцова
Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности
▼ Скачать +Заказ
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности» размещена в разделах
«Духовность» (филос. словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Цель:
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста :
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).
• воспитание уважительного отношения к труду.
В настоящее время общество ощущает «дефицит нравственности» Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы гражданственности, как личностного качества ребенка — члена общества. Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Еще, будучи маленькими, они проявляют равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и равнодушие к чужому горю. Недостаточно проводится работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Общество заинтересовано в воспитании гражданских качеств личности, в возможности и необходимости воспитания основ гражданско-правовой культуры, а так же в воспитании патриотов страны. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Заботиться о будущем поколении, уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура (традиции и обычаи народа; история его развития; духовное наследие и т. д.)
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины — родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к близким, к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Формирование гражданской идентичности в дошкольном возрасте – процесс сложный и продолжительный. Напомню, идентичность – термин из психологии (дословно «сопричастность», а гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине, ее народу, корням и традициям. Идентичность бывает разных видов : социальная; личностная. Одним из видов социальной идентичности является гражданская идентичность. Это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства.
Работа по формированию гражданской идентичности является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Эта работа должна планироваться системно во всех возрастах и в разных направлениях с использованием различных форм и методов организации деятельности детей.
(Раздать педагогам листы с изображением ребенка и предложить наделить его духовно-нравственными качествами, а затем определить методы и приемы формирования духовно-нравственных ценностей).
Методы духовно-нравственного воспитания - это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
Методам работы по духовно-нравственному воспитанию делятся на три группы:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Наряду с понятием «метод воспитания» в теории и практике воспитания применяются понятия «прием» и «средство воспитания». В практике воспитательной деятельности методы воспитания проявляются через приемы.
Прием как элемент метода, как его часть. При помощи приема не решается вся задача, а лишь какой-то ее этап, какой-то фрагмент. Прием и метод соотносятся как часть и целое.
Художественные средства. Формирование у детей представлений и чувств. Чтение художественной литературы на военную и патриотическую тематику, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и т. д.
Природные средства. Формирование уверенности собственной значимости в части окружающего мира. Экскурсии, туристические походы и т. д.
Социальные средства. Семья оказывает огромное влияние на формирование моральных установок, окружающая обстановка активизирует весь механизм формирования гражданской идентичности и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
• игры-путешествия;
• виртуальные экскурсии по святым местам;
• путешествия по страницам детской Библии;
• театральные представления;
• праздничные развлечения, праздники;
• познавательные викторины;
• сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;
• разыгрывания нравственно - этических ситуаций;
• тематические беседы – рассуждения, на диалоговой основе;
• ситуативные беседы;
• просмотр социальных видео-роликов;
• встречи с духовными наставниками;
• художественно-продуктивная деятельность и мн. др.
Таким образом, мы видим, насколько обширен выбор средств и приемов для формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста.
Благодаря этому педагог может всесторонне воздействовать на воспитанников, получая при этом максимальный результат.