МААМ-картинки

Дополнительное образование как фактор воспитания гармонично развитой личности дошкольника

Cветлана Сандакова
Дополнительное образование как фактор воспитания гармонично развитой личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Дополнительное образование – как фактор воспитания гармонично – развитой личности дошкольника»

"Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. "

Ф. М. Достоевский

Публикация «Дополнительное образование как фактор воспитания гармонично развитой личности дошкольника» размещена в разделах

Сегодня особое внимание уделяется проблеме гармоничного всестороннего развития личности ребенка. И это не удивительно, так как, познавая окружающий мир, дети учатся общаться со сверстниками, со взрослыми людьми; принимать участие в коллективных мероприятиях; учатся самостоятельности в действиях, умению подчиняться разным правилам поведения и социальным нормам; приобщаются к труду, культуре, к общим человеческим ценностям. Воспитание гармоничной личности – одно из определяющих направлений Федерального государственного образовательного стандарта (пункт 4 – 6 ст. 1.6. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования») Данный документ определяет дошкольное образование – как целостный процесс, решающий вопросы воспитания и обучения детей на основе: духовно – нравственных и социокультурных ценностей; принятых в обществе правил и норм. Главная же цель воспитания - это создание условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений между самим собой, между другими детьми, между взрослыми.

Давайте разберё мся: что это за процесс – воспитание гармонично - развитой личности? Ещё древние философы говорили, что гармоничное воспитание включает в себя развитие трё х человеческих составляющих: души, духа и тела. По их мнению, душа нуждается в эмоциональном чувственном опыте: в знакомстве с искусством, с прекрасными компонентами мира и ей не чужды моральные принципы и нравственность. Дух можно развить только познавая самого себя. Тело же необходимо укреплять физически, делая его более выносливым, закалённым.

В настоящее время изучаемому понятию даё тся следующее определение: «Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу с самим собой, с природой, с обществом» (Энциклопедический словарь педагога «Основы духовной культуры»).

Таким образом, мы видим, что и раньше, и сегодня системное воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, его интеллектуальное, нравственное и физическое совершенствование, на развитие эмоциональной сферы личности. И это сложный, многоступенчаты процесс, который необходимо начинать с самого раннего детства, так как, именно, в этом возрасте дети, как губка, впитывают всю преподносимую им информацию и готовы к сотрудничеству со взрослыми людьми.

Несомненно, самые первые азы воспитания ребёнок получает в семье. Здесь формируется образ жизни малыша, его готовность к социализации в обществе, отношение к окружающему миру. Родители – первые воспитатели ребёнка. Особенность семейного воспитания заключается в формировании личности, при одновременном включении её во все жизненно важные сферы деятельности: интеллектуально - познавательную, трудовую, общественную, ценностно - ориентированную, художественно - творческую, игровую. Причем маленький человек проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально - значимых форм поведения. От того, какой жизненный опыт дадут родители малышу, зависит его дальнейшее проживание в мире людей, в обществе.

Однако, сегодня ситуация складывается таким образом, что для развития гармоничной личности только лишь семейного воспитания бывает недостаточно. Вот здесь на помощь приходит дошкольные учреждения. Перед системой дошкольного образования, на сегодняшний момент, определё н ряд важных задач: оказать всестороннее развитие ребёнку (физическое, нравственное, творческое, помочь ему в социализации, научить находить нестандартное решение проблемных ситуаций и так далее.

Напомним, что гармоничное воспитание личности – это одновременно развитие духа, души и тела. В воспитательной системе дошкольного учреждения можно выделить ряд важнейших направлений. Первое - научить детей жить в социуме и сформировать у них необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми, так как общение со сверстниками является обязательным условием гармоничного развития личности. На мой взгляд, это и есть развитие духа. Другое направление – это приобщение дошкольников к миру прекрасного, то есть эстетическое развитие. Это, ни что иное - как развитие души. Физическое воспитание и организация здорового образа жизни направлены на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма ребёнка, то есть на развитие его тела. Для воспитания гармонично – развитой личности необходимо объединить все данные направления в единое целое. Только тогда можно достичь желаемого результата. Кроме того, успех формирования гармоничной личности зависит от объединения общих усилий родителей, воспитателей, психологов. И, ещё один фактор, на который необходимо обратить внимание – это методы и формы работы с детьми.

Сегодня одной из продуктивных форм работы с дошкольниками, является дополнительное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения, которое, на мой взгляд, помогает решать задачи всестороннего развития ребёнка и его успешной социализации в обществе. Дополнительное образование выполняет ряд функций: образовательную, в процессе которой ребёнок изучает новый вид деятельности, помогающий удовлетворить его познавательные потребности; социально – адаптивную, позволяющую получить опыт взаимодействия при выполнении коллективных работ, испытывать ситуацию успеха и давать оценку своим действиям; развивающую, направленную на развитие интеллекта, творческих способностей, нестандартного мышления; воспитательную, помогающую развивать социально – значимые качества личности дошкольника, формировать коммуникативные навыки, ответственность, коллективизм.

В дополнительном образовании существует огромное количество технологий работы с детьми. Одной из популярных и наиболее действенных технологий является игровая. Однако, в нашем случае, игра – это целый комплекс упражнений и тренингов, коллективных дел, направленных на развитие и воспитание дошкольника. Следуя высказыванию древнегреческого философа Платона «…человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…», игровая технология – именно та форма продуктивной деятельности, которая помогает развивать интеллектуальные и творческие способности детей, воспитывает и способствует социализации ребёнка; имеет выход на реальный результат. Игровые технологии позволяют создать для ребёнка «ситуацию успеха».

В нашем дошкольном учреждении акцент делается на применение дидактических игр, среди которых можно выделить следующие: интеллектуальные игры (например, викторины, кроссворды и так далее, игры – путешествия (виртуальное путешествие по городу, сюжетно - ролевые игры (театрализованные с проигрыванием сюжетов из сказок, из жизни, игры – соревнования (конкурсы, выставки). Каждая игра – это проектное решение, в разработку которого вовлечены и воспитатели, и психолог, и родители, и дети.

В качестве примера можно привести сюжетно – ролевую игру «День рождения в Детском кафе». Данная игра предусматривает дополнительное образование дошкольников, так как дети учатся совместно со взрослыми составлять и реализовывать творческий проект.

Первый этап – это совместная работа по созданию эскиза будущего кафе. Воспитанники совместно с родителями разрабатывают рисунки клиентского зала, на которых графически размещаются столы, стулья, стол заказов, их дизайнерское решение; оформление стен, пола, потолка. Кроме, того, группе, разработавшей эскиз, необходимо провести виртуальное путешествие по своему кафе, рассказав о предназначении изображённых вещей. Из представленных эскизов, дети выбирают наилучший вариант.

Второй этап – это процесс создания кафе. Дети на занятиях по изобразительной деятельности рисуют картины для украшения стен. На занятиях по труду – изготавливают декорации, сувениры, открытки, декоративные изделия: цветы, вазы, салфетки и так далее.

Одновременно, на данном этапе, воспитанники знакомятся с различными профессиями, которые можно встретить при организации детского кафе: повар, официант, администратор, ведущий праздника. В детский сад приглашаются представители данных профессий, которые в доступной форме рассказывают ребятам об особенностях своей работы. Помимо этого, проводятся экскурсии в детские кафе, где так же организуются встречи с представителями разных профессий.

В игровой форме дети знакомятся с нормами поведения в общественных местах как клиента, так и персонала; усваивают основы сервировки стола.

Третий этап включает в себя подготовку к проведению праздничного мероприятия. На занятиях по вокалу, хореографии, театральной деятельности дети готовят концертные номера, сценарий проведения «Дня рождения» (где ведущие и гости сами дети). На встречах с психологом, посредством тренингов и игровых занятий, дошкольники учатся общаться как клиент – официант, клиент – администратор; рассматривают ситуации поздравления с праздником. Совместно с родителями, дошкольники составляют меню, в котором предусмотрено использование полезных организму продуктов питания.

Четвёртый этап – это приготовление праздничных блюд совместно с родителями, украшение праздничного зала и проведение самого мероприятия

Организация и проведение сюжетно - ролевой игры – это долгий и кропотливый процесс. Однако, в период подготовки, дошкольники получают помимо дополнительного образования (занятия по вокалу, по изо, дизайнерскому искусству, театральному искусству, они учатся общаться между собой, приобретают навыки творческого коллективного дела, основы этики и эстетики; знакомятся с представителями разных профессий. Коллективное дело приобщает ребят к самостоятельности в действиях, ответственности, трудолюбию. Изучение основ дизайнерского искусства развивает креативные способности детей, их фантазию и образное мышление. Приготовление блюд к праздничному столу так же имеет своё значение, так как способствует приобщению детей к здоровому питанию. И, самое главное - это эмоциональная составляющая данного проекта. Участие в сюжетно – ролевой игре имеет огромное эмоциональное воздействие на дошкольников. Красочное, яркое мероприятие остаётся надолго в памяти ребёнка и несёт в себе позитивное отношение к людям, к жизни.

Таким образом, на основе данного примера, можно сделать вывод, что игра имеет большое значение в жизни детей, так как способствует их гармоничному всестороннему развитию.

Объединить все составляющие образовательно – воспитательного и развивающего процесса для гармоничного развития ребёнка – это одна из важных задач воспитателей и родителей в современной системе дошкольного воспитания. Дополнительное образование имеет здесь первостепенную роль. Охватывая, например, эстетическое развитие и дизайнерское искусство, мы расширяем возможности детей, формируем свободу их выбора. Это, несомненно, является благоприятной почвой для социализации ребёнка и развития его личности.

Информационные источники

Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников / Т. Н Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2011 – №2 – Том II.

https://www.maam.ru/detskijsad/-syuzhetno-rolevaja-igra-kak-uslovie-dlja-socializaci-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Королёва М. Б. Гармоничное развитие личности старших дошкольников средствами музыкального воспитания // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 691-697. — URL https://moluch.ru/archive/53/7168/ (дата обращения : 18.03.2019).

Головань Д. В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/archive/187/47650/ (дата обращения : 18.03.2019).

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Утренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личностиУтренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личности Утренняя зарядка необходима человеку в любом возрасте, но особенно она важна детям. Утренняя гимнастика в детском саду регламентирована.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование как фактор воспитания гармонично развитой личности дошкольника
Опубликовано: 29 октября 2023 в 20:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование как фактор воспитания гармонично развитой личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Сандакова (УИ 3270577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД