Жукова Татьяна Алексеевна
Домашняя игротека для детей и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
"Домашняя игротека для детей и их родителей"
Подготовила:
Жукова Татьяна Алексеевна,
Воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко»
Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.
Публикация «Домашняя игротека для детей и их родителей» размещена в разделах
Очень часто бывает, что дорога в детский сад и обратно занимает много времени и многие родители задаются вопросом. Чем же можно заняться во время пути? Прежде всего, просто поговорить. Говорить можно о чё м угодно: о природе и природных явлениях, о строительстве домов (кто их строит и зачем, о транспорте и профессиях, обо всём, что можно заметить вокруг. Но не спешите делать выводы за ребёнка, дайте ему возможность подумать и ответить на возникшие вопросы самому.
Вспомните вместе с ребё нком: кто или что, умеет плавать, летать, ходить, бегать. Что может быть деревянным или стеклянным, железным, пластмассовым, мягким или твёрдым, колючим или мягким, круглым. Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет вашему ребёнку в дальнейшем школьном обучении. По дороге можно играть во всевозможные словесные игры, отгадывать загадки, сочинять сказки, проговаривать скороговорки, фантазировать, тренировать внимание и наблюдательность. Самое простое для тренировки внимания, это выбрать один любой цвет и называть все увиденные предметы, где он встречается. Эти игры тренирует внимание и закрепляет знание цветов. Можно предложить ребёнку искать предметы, сделанные из определённого материала. А однажды, выходя из дома, скажите ребёнку таинственным голосом, что вы разведчики и вам необходимо выполнить задание. Во время дороги можно заняться даже математикой. Придумывать разные весёлые задачки, ориентироваться в пространстве. Предложите ребёнку сосчитать, сколько шагов надо сделать до детского сада, а для малышей до недалеко стоящей машины или дерева, сколько ступенек в подъезде. Идя по улице можно сравнивать предметы по величине.
Ещё на ходу хорошо играть в разные словесные игры. Их огромное множество, они учат не только выделять отдельные звуки, но и пополняет словарный запас вашего ребёнка. Такие игры подойдут не только для того, чтобы дойти до детского сада и обратно. В них можно играть и в машине, и в длинной очереди к врачу. Играя, вы общаетесь с детьми на их территории и можете сами многому у них научиться и научить своих детей. Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Ведь именно Вы родители, главные воспитатели своих детей.
Игры по дороге в детский сад
Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.
Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.
Игры в ванной комнате
В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».
В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5 – 1 метр, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в оде. Если это получается, шарики вынимаются из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.
Игра между делом
Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, поводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки», а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и так далее.
Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерит из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.
Самый простой способ смастерить куклу – это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.
Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить, 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и так далее. Предложите ребенку, отгадать какие предметы могут издавать такие звуки.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник, звук «л» (ложки, вилки, салатник) и так далее.
Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?».
Замени первый звук в моих словах звуком «щ» и назови новое получившееся слово. Был кит, а стал…щит; была тучка, а стала…щучка, река…щека, венок…щенок, мель…щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и так далее, в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Как одним словом можно назвать прибор, который варит кофе? (кофеварка). Режет овощи? (овощерезка). Мелет кофе? (кофемолка). Выжимает сок? (соковыжималка).
Какой сок получается из яблок (яблочный, груш (грушевый, слив (сливовый, вишни (вишневый, моркови, лимонов, апельсинов и так далее? И наоборот – из чего получается апельсиновый сок?
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему положили: кусочек яблока, банана, огурца и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать» пироги, но готовы слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что–нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?
Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.
У малышей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите сами, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.
Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и так далее). Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.
Ваш ребенок может испытывать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.
Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросить ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.
Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.
Бумажные стаканчики – прекрасный строительный материал. Пусть ребенок попробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.
Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и так далее.
Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое».
Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и так далее.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Положи столько же»
Инвентарь: камешки (каштаны).
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки. Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Чудесный мешочек»
Инвентарь:Мешочек, счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны,цифры
На столе лежит мешочек со счетным материалом и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Морковка для зайчика»
В эту игру можно играть не только в помещении, но и на свежем воздухе.
Инвентарь: игрушечный зайчик, овощи (игрушечные или настоящие)
Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.
Со временем добавлять разнообразие овощей.
«Кто как ходит?»
Взрослый называет известных малышу животных, птиц, предметы. Задача ребенка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: "Зайка" - малыш должен прыгать вперед, "Мишка" - идти, косолапя и вразвалочку, "самолет" - бежать с расставленными руками, "Солдат на параде" - идти, высоко поднимая ноги и чеканя шаг. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.
«Широкая речка»
Инвентарь: 2 палки или веревки (длинные пояса). Взрослый кладет две палки параллельно друг другу. Это - берега реки. Нужно перепрыгнуть с одного на другой и "не намокнуть". Сначала пусть малыш прыгает с места. Позднее можно расширить "берега" и предложить ему прыгать с разбегу.
«Солнышко и дождик»
Инвентарь: зонт. Ребенок сидит на стульчике. Взрослый говорит «Солнышко!» Ребенок ходит и бегает в разных направлениях. После сов «Дождик!», он бежит к взрослому под зонтик.
«Дружно по дорожке»
Инвентарь: цветной шнур, веревка или скакалка длиной 1,5 – 2 м.
На полу комнаты цветным шнуром, веревкой или скакалкой обозначается линия. Взрослый с ребенком становятся друг за другом в начале линии. Взрослый предлагает малышу «погулять по дорожке». При этом он произносит следующий текст:
Дружно по дорожке,
Дружно по дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два –
Шагают наши ножки.
По кочкам, по камушкам,
По кочкам, по камушкам…
В ямку - бух!
Ребенок двигается в след за взрослым вдоль линии. На слова «по кочкам, по камушкам» они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, руки на пояс; на слова «в ямку – бух!» присаживаются на корточки, руки кладут на коленки. Когда взрослый скажет: «Вылези из ямки», ребенок вместе с ним встает на ноги.
«За мной»
Инвентарь: кукла, одетая для прогулки (шапочка, пальто, ботинки, или машинка на веревочке.
Ребенок становится на ковре рядом с взрослым. В руках у мамы кукла или машинка. Взрослый говорит малышу: «Я иди с куклой (машинкой) на прогулку. Пойдем со мной!» После этих слов взрослый начинает движение в обход по комнате, ребенок идет рядом с ним. Через 15-20 секунд взрослый останавливается, поворачивается лицом к малышу и произносит: «Кукла (машинка) устала, пора отдохнуть». Затем взрослый кладет куклу (веревочку от машинки) на коврик, вместе с ребенком присаживается на корточки, складывают руки под щекой – «засыпают». Через 10-15 секунд взрослый вновь приглашает ребенка «на прогулку» - игра повторяется.
«Самолеты»
Инвентарь: цветной шнур или веревка длиной 2-3 метра.
На полу комнаты шнуром или веревкой выкладывается круг – это аэродром. Взрослый объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолеты. Затем произносит:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небо весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Самолетики, которых изображают ребенок и взрослый, расставив руки в стороны, начинают «летать» за пределами круга. Через 20-30 секунд взрослый говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики – свой круг!
После этих слов взрослый и малыш бегут по кругу – «самолетики садятся на аэродром».
Примечание. После многократного повторения игру можно построить в виде соревнования.
«Котик к печке подошел»
Взрослый и ребенок берутся за руки, образуя небольшой кружок. Взрослый читает стихотворение, показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребенок.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел,
Идут по кругу, взявшись за руки.
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел,
Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи!
Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.
Пироги в печи пекутся,
Выполняют наклон вперед, руки перед, ладони вверх.
Они в руки не даются.
Выпрямляются, прячут руки за спину.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Пилоты»
Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных цветов.
Взрослый и ребенок становятся на противоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они – пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самолеты!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый у своего «самолета», «наливают в баки керосин» (наклоняются, «заводят моторы»(вращают руками перед грудью) и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются по комнате в разных направлениях). «Самолеты» находятся «в воздухе» до тех пор, пока взрослый не скомандует: «Самолеты, на посадку!» После этого взрослый и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей – «вернуться на свои аэродромы».
«Чего не стало»
Инвентарь: 10 игрушек небольшого размера (машина, кубик, мячик, погремушка, куколка, птичка и т. п.)
Соревнуются взрослый а и ребенок. На столе пред ними стоят 6 – 10 игрушек. Взрослый и ребенок по очереди рассматривают их. Затем водящий предлагает игроку повернуться спиной и закрыть глаза, а сам в это время убирает или добавляет 2 – 3 игрушки. По команде водящего: «Раз, два, три – смотри!» игрок открывает глаза и поворачивается лицом к столу. Он должен правильно ответить на вопросы водящего: «Какие игрушки исчезли? Больше стало игрушек или меньше? На сколько? и т. п. Побеждает игрок, который во время игры был более внимательным.
«Веселые мячи»
Инвентарь: 2 резиновых мяча диаметром 18 – 20 см.
Взрослый и ребенок становятся на расстоянии1,5 – 2 м друг от друга. В руках каждого из игроков по мячу. Взрослый читает стихотворение:
Мячик мой веселый
Прыгает и скачет.
Я ладонью бью его,
Мячик мой не плачет!
Вверх подброшу мячик,
А потом поймаю.
Сможешь это повторить? –
Я сейчас не знаю.
И выполняет движение согласно тексту – ударяет мячом об пол, подбрасывает мяч вверх и ловит его. Затем взрослый предлагает ребенку повторить тоже самое.
Примечания: 1. Можно предложить ребенку выполнить следующие задания: подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками; подбросить мяч вверх и поймать его правой, затем левой рукой; ударить мяч об пол, хлопнуть в ладоши и затем поймать мяч.
2. По мере освоения ребенком движений рекомендуется подсчитывать количество пойманных мячей.
«Прыгает – не прыгает»
Инвентарь: картинки: (10*10 см) с изображением зверей, птиц и предметов.
Взрослый и ребенок становятся друг против друга на небольшом расстоянии. Взрослый называет зверей, птиц и предметы, которые «прыгают или не прыгают». Если он называет то, что прыгает (например, лягушка, ребенок должен подпрыгнуть вверх на двух ногах; если назовет то, что не прыгает, ребенок должен присесть. Опустить руки вниз, касаясь пола кончиками пальцев. Объяснив ребенку правила игры, взрослый начинает произносить названия зверей, птиц и предметов, одновременно с этим показывая картинки:
Кенгуру. (Ребенок подпрыгивает)
Мяч. (Ребенок подпрыгивает)
Заяц. (Ребенок подпрыгивает
Медведь. (Ребенок приседает)
Стол. (Ребенок приседает)
Воробей. (Ребенок подпрыгивает)
Телевизор. (Ребенок приседает)
Лягушка. (Ребенок подпрыгивает)
Дерево. (Ребенок приседает)
Обезьянка. (Ребенок подпрыгивает)
И т. д.
«Сделай фигуру»
Инвентарь: записи веселых детских песен («Чунга-чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся» и т. п., музыкальный центр.
Взрослый и ребенок встают на краю комнаты. Взрослый включает запись песенки на 15 – 20 секунд. Под музыку взрослый и ребенок разбегаются по комнате, выполняют танцевальные движения. Когда песенка перестанет звучать, игроки останавливаются и принимают какую – либо позу. Каждый старается угадать, что за фигуру показал его напарник, отмечают наиболее удачную позу. Игру можно повторит 3 – 4 раза.
«Кто самый ловкий»
Инвентарь: 4 детских стульчика (или 4 подставки высотой 20 – 25 см, 20 – 24 пластмассовых кубика (ребро кубика 6 – 8 см).
На одной стороне комнаты ставятся стульчики на расстоянии друг от друга 1 – 1,5 м, взрослый и ребенок встают около каждого из них. На другой стороне комнаты, напротив первой пары стульев, на расстоянии 3 – 5 м ставятся другие 2 стульчика. На каждый стульчик кладется по 5 – 6 кубиков. По команде взрослого: «Раз, два, не зевай, кубик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ним к другому стулу. Здесь они забирают второй кубик, ставят его на первый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пирамидкой (башенкой) из трех, а затем из четырех кубиков и т. д. Игру можно повторить 2 – 3 раза.
Примечания: 1. Поддерживать рукой можно только нижний (первый) кубик, поправлять кубики в пути нельзя.
2. Как только пирамидка из кубиков рушится, игрок прекращает соревнование и выходит из игры.
3. Результаты каждого игрока можно записывать. Тогда после нескольких повторений игры подводятся итоги – кто из игроков набрал больше очков.
«Завернись в ленту»
Инвентарь: лента длиной 4 – 6 м. 2 пояса.
Взрослый и ребенок прикрепляют
Концы ленты привязывают к своему поясу и расходятся на всю длину к краям комнаты. Взрослый командует:
Будем мы с тобой кружиться,
Будем вместе веселиться!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Игроки начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя. Побеждает игрок, намотавший на себя больше ленты, чем соперник.