Лучший педагог года

Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?»

Татьяна Максимова
Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?»
▼ Скачать + Заказать документы

(Л. А. Венгер. А. Л. Венгер.)

Вопросы:

1. Всегда ли ребенок понимает сказки?

2. С помощью, каких приемов можно ускорять процесс понимания?

3. Что такое моделирование? Какие задачи оно решать должно?

4. Какова последовательность в усвоении приема моделирования?

5. Приведите пример первоначального разыгрывания?

6. Смоделируйте любую сказку по вашей возрастной группе и проведите со слушателями.

7. Проведите со слушателями «конспектирование» любой сказки по вашей возрастной группе.

Публикация «Консультация для родителей „Домашняя школа мышления, О чем рассказывает сказка?“» размещена в разделах

8. С какого возраста дети способны придумывать сказки?

9. Проведите со слушателями работу по придумыванию сказки трехлетками.

10. Проведите игру «Чепуха»

11. Объяснитекакую роль в развитии фантазии играют загадки.

Содержание папки:

1. Текст консультации.

2. 6 конвертов с образцами возможных видов моделирования.

3. План:

Приемы, способствующие пониманию ребенком художественного произведения:

1. Разбор главного героя.

2. Моделирование.

3. Предметы-заместители.

4. Задачи обучения:

А) уметь правильно пользоваться заместителем;

Б) последовательность в усвоении приема моделирования;

В) моделирование сказки;

Г) требования, предъявляемые к чтению воспитателя;

Д) конспектирование;

5. Трехлетки придумывают сказки.

6. Другие приемы, развивающие ориентацию детей.

Все дети любят сказки. Но 3-4 летний ребенок затрудняется объяснить, что понравилось в прочитанной ему книге. Если малышу выразительно читать, например учебник высшей математики, обращаясь к ребенку, улыбаясь ему, то он с интересом будет слушать. Так и со сказками интересно, но не всегда понятно. Если чаще читать ребенку, то постепенно приходит понимание. Можно ускорить этот процесс.

1) Во-первых, нужно начать с самого простого: с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения того, что делает герой.

Этому поможет: рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий.

Например, после чтения стихотворения А. Барто «Бычок» быть проведена работа:

-Про кого этот стишок?

-Про бычка.

-Правильно, про бычка. Давай посмотрим, какой он. Видишь,- вот он нарисован, (можно показать любую картинку с изображением бычка или нарисовать самой)

-Посмотри, что это у него? (ушки, маленькие рожки)

-А когда он станет взрослым быком, рожки станут большими рожками. Ну-ка давай походим так, так как ходит бычок: «И-ДЕТ БЫ-ЧОК, КА-ЧА-ЕТ-СЯ…»

Аналогично при чтении стиха или сказки, про медведя, ребенок должен показывать, как ходит медведь, когда про зайца - как прыгает зайка.

2) Существует офорективный способ (моделирование, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, отношения между персонажами. Начинается оно с замещения одних объектов другими (реальных - условными). Это герои сказок : люди, звери иногда предметы, с которыми они дейсвуют.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, различающиеся по величине и цвету. При этом необходимо решить следующие задачи:

А) научить ребенка правильно использовать заместителей. Замещение основывается на каком-либо разными между персонажами. Это могут быть различия по цвету (лягушка-зеленый кружок, солнце-желтым, по величине (заяц-большой кружок, мышка-маленький).

От ребенка требуется так выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок-лягушка, какой солнышко. В начале обучения ребенок обычно затрудняется выбирать заместителя самостоятельно, воспитатель должен ему помочь. Заниматься нужно индивидуально. («Видишь, этот кружок зеленый, как лягушка. Он и будет лягушкой. А этот будет солнышком-он такой же желтый, как солнышко»)

На первых занятиях число кружков (не более 2-3 х) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты, знакомые ребенку по его собственному опыту. («Давай сыграем в то, как мама с дочкой пошли в магазин. Вот тут у нас будет их дом, а тут-магазин. В разных концах листа бумаги рисуются 2 прямоугольника. Вот- тебе кружки, найди, какой из них будет мамой, а какой-дочкой»)

После того как ребенок выбрал подходящие кружки (большой-мама, маленький-дочка, ему предлагают навести «маму с дочкой» в магазин, а потом привезти обратно домой.

- а теперь мама ушла на работу, а дочка осталась одна.

-Мама вернулась, и вместе с ней пришел папа.

Тут нужен 2-й большой кружок. Если ребенок сам этого не сообразил, задайте вопрос:

-Где у нас папа? Найди, какой кружок подойдет.

В) Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки. Колобок (Колобок-желтый кружок, волк-серый медведь-коричневый, лис-оранжевый, «Волк и козлята» (волк-большой серый кружок, коза-большой белый, козлята-маленькие белые) и т. п.

Обязательно нужно возвращаться к одной и той же сказке несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется 2222 разыгрываемого сюжета. Вначале достаточно, чтобы ребенок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают, или подсказывают.

Удобно для полного разыгрывания сказка Л. Толстого «Три медведя». Медведи бумажные полоски разной длины, Машенька-полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета. («У Машеньки красное платьице», - подсказывает воспитатель. В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины, тарелки (2222 по размеру кружки, кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом-это, нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны – дверь, в которую все входят, с другой, окно, через которое в конце выпрыгивает Маша.

Воспитатель читает (рассказывает) сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Вот и Маша пришла в пустой дом, поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трех стульях (красная полоска-Машенька-переходит от одного квадратика к другому). Съела Мишкин суп, и, сломав его стульчик, отправляется спать (по очереди ложится на каждую постель).

Воспитатель должен читать медленно, т. к. ребенок должен разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать как она качается на стуле. Если ребенок недостаточно активен, воспитатель должен принять участие в разыгрывании. Чтобы оживить игру: можно предложить ребенку перевернуть тарелку, из которой все съедено, сломанный стул (лицевая сторона по цвету должна отличаться по цвету от обратной.

Подобная работа позволит ребенку лучше усвоить содержание сказки и способствует развитию умения соотносить предметы по величине.

С помощью моделирования можно разыгрывать взаимное расположение объектов. Для этого нужно использовать прием «конспектирования. Воспитатель читает сказку. По ходу отдельных эпизодов ребенок с помощью отдельных кружков моделирует. А педагог после этого предлагает: «Давай, Сережа, порисуем, что у нас получилось», -и зарисовывает расположение кружков. Затем зарисовывается следующий эпизод. В конечном итоге получается серия рисунков. Каждая схема делается взрослым после того, как ребенок с помощью кружков изобразил соответствующую ситуацию. Потом ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку (потешку). Если он путает последовательность рисунков, то можно лишние прикрывать листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказывать в данный момент. Ни в коем случае не настаивайте на дословном пересказе. Это задание направлено на то, чтобы научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанного, выделять основные происходящие в ней события. Этот прием можно использовать только тогда, когда ребенок уже овладел разыгрыванием. Такой схематичный конспект создает более благоприятные условия для выделения основного содержания сказки. На иллюстрациях же в книге много второстепенных персонажей, деталей отвлекающих ребенка от основной сюжетной линии.

Все вышеописанные приемы помогают трехлеткам понять сказку, запомнить ее и пересказать. Трехлетки могут и придумывать сказки. Или только нужно в этом помочь. Например, воспитатель рисует человечка.

-Кто это будет - мальчик или девочка? Ребенок: «Девочка»

Воспитатель: значит, человечку надо нарисовать платье (рисует)

-А какие у нее будут волосики? (черные) - воспитатель рисует черные волосы.

-А как ее зовут? (Оля)

-Где она живет? (В доме)

Воспитатель рядом с человечком рисует дом.

Воспитатель: Кто еще с ней живет? (мама и собачка)

Воспитатель: А что Оля делает? (играет)

Самое главное в подобной работе - пробудить ориентацию ребенка, дать ей толчок, а потом воплотить в реальном результате. Результат-это рисунок, на котором Оля играет с Шариком в прятки, а мама готовит котлеты. Все это придумывает ребенок, а рисует воспитатель.

В следующий раз можно начать рисунок не с человека, а, например, с дерева. Тогда получиться история про лес. И неважно, что вы не умеете рисовать.

После этого (в следующий раз) дается более сложные задания, для которого тоже нужны рисунки, сделанные взрослым. Например, сначала указываем ребенку на первый рисунок:

-Ну-ка, скажи, что тут нарисовано? (дерево и мальчик)

-А что висит на дереве? (Яблоко, мальчик хочет достать яблоко)

-Правильно, а что дальше? (ребенку указывают на второй рисунок, дальше мальчик залез на дерево и сорвал яблоко. Потом он слез с дерева.

- А потом что было, как ты думаешь? (Он его съел)

- Молодец. Видишь, какой хороший получился рассказ : «На дереве висело яблоко. Мальчик хотел его сорвать, но не достал, потому что оно висело высоко. Тогда он залез на дерево, сорвал яблоко и съел его»

Такие задания можно давать только после того, как ребенок уже научился немного пересказывать прочитанные ему рассказы и сказки. Рисунки надо постепенно усложнять, вводя двух или трех героев, делая более длинные серии не из трех рисунков, а из четырех, пяти и более. Нужно показывать, какой рисунок, за каким следует. В 3 года дети еще не владеют привычным для нас способом чтения последовательности изображений: слева направо, сверху вниз. Но даже если ребенок меняет местами рисунки-не беда. Сюжет тогда получиться не таким, как задумал взрослый, но очень может быть, что он станет даже интереснее.

Рисунки можно делать даже не заранее, а по ходу рассказа. Но тогда рисовать нужно очень быстро: иначе ребенок будет забывать начало придуманной им истории. После того как рассказ сочинен, его стоит повторить еще раз. Обычно во второй раз он будет рассказан более гладко, может быть частично изменен, обогатится новыми деталями. Лучше если взрослый сам повторит придуманную историю. И даже если рассказ не очень хорош, ребенка обязательно нужно похвалить.

Ребенок в рисунке может увидеть совсем не то, что рисовал взрослый. Это не беда, значит, сказка будет про другого героя. Вообще, чем схематичнее будет рисунок, условнее, тем лучше. Потому что условное изображение можно истолковать по-разному, следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, предоставляется широкое поле для его фантазии, задание становится более творческим.

И еще одно задание, пробуждающее детскую фантазию. Это игра «Чепуха». Проводится она так:

Воспитатель: Ксюша, давай придумывать всякую чепуху. То, чего никогда не бывает. Как у Корнея Чуковского:

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

Я буду начинать, а ты заканчивать. Птичка летает, потому что… (У нее детки). Нет, это не чепуха. У птички и правда есть детки. Попробуем еще раз. Птичка летает, потому что… (у нее нет крылышек). О, Вот это чепуха! - Такая игра не только развивает фантазию, но и помогает ребенку лучше усвоить реальные зависимости между явлениями. При игре «Чепуха» абсурдное рассуждение позволяет лучше понять, каким должно быть правильное.

Для игры можно предложить такие фразы:

На улице стало сухо, потому что…

Мальчик надел ботинки для того, чтобы:

Мама пожарила котлеты и…

Кошка убегала от…

Коровы очень хорошо умеют…

Используя эти фразы в качестве образца, можно придумать и другие. Хорошо развивают мышление, внимание загадки. Для трехлеток обычные загадки трудны, так как не понимают переносного смысла, сравнений. Для них нужны загадки, в которых бы прямо назывались свойства загаданного объекта. Например:

Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я -(вода)

Все белым-бело сегодня,

И светло, хоть солнце нет.

С неба сыпется холодный,

Белый-белый мягкий (снег)

Умею прыгать и катиться,

А если бросят - полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому (мячу)

Но загадками нужно пользоваться осторожно! Нельзя читать сразу (несколько) много загадок подряд. Не стоит сообщать ему отгадки, если тот затрудняется. Можно дать дополнительные вопросы. Загадки позволяют легко перейти к обсуждению свойств окружающих вещей. Например, после загадки о воде можно спросить: «Для чего еще нужна вода? Что с ней делают? Где она бывает?»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие логического мышления» Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания,.

Консультация для родителей «Домашняя игротека» Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаем следующие игры и игровые.

Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?» Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме.

Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?»Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Наверное, многие родители сегодня задают себе подобный вопрос: "Нужна ли.

Консультация для родителей разновозрастной группы по развитию предпосылок логического мышления у дошкольников Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Консультация для родителей «Сказка для ребёнка» Консультация для родителей Сказка для ребенка Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно через сказку дети получают уроки.

Круглый стол для родителей средней группы «Домашняя игротека» Цель • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Задачи: • Обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 11:51
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД