Елена Шрамко
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь нам всем дана на добрые дела»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение проявлять доброжелательность, выслушивать товарища, воспитывать навыки культурного общения со сверстниками, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о том, что доброта есть проявление души;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- пополнять словарный запас детей новыми словами «милосердие», «добродушный», «добросердечный», «добродетельный».
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Жизнь нам всем дана на добрые дела“» размещена в разделах
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
-развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные:
-воспитывать чувство отзывчивости, доброжелательности, сопереживания;
- воспитывать стремление совершать добрые дела
Материалы и оборудование: презентация «Хорошие и плохие поступки». клубок с нитками, нитки для каждого ребёнка, листы с напечатанным заданием, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы:
Наглядные: демонстрация слайдов.
Словесные: беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре
Формы: игровая, вариативно-информационная (презентация-иллюстрация)
Предварительная работа: беседы на нравственные темы, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок.
Ход НОД:
Под музыку «Дорогою добра» дети заходят и становятся в круг.
Воспитатель: Ребята посмотрите какая погода сегодня на улице?
Ответы детей. (солнечная, хорошая, теплая, летняя и т. д.)
Воспитатель: Правильно ребята, а ласковое и доброе солнышко заглянуло к нам в группу, чтобы пожелать вам доброго утра и хорошего настроения.
СЛАЙД 1. (картинка солнышко)
Воспитатель: Ведь каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра и радостного настроения.
Воспитатель: Давайте вместе повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или, о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т. д.
Воспитатель: Добрый человек, значит он еще какой?
Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый, отзывчивый.
Воспитатель: Ребята скажите, как назвать человека с доброй душой?
Дети: Добродушный.
Воспитатель: А человека с добрым сердцем?
Дети: Добросердечный человек.
Воспитатель: Как назвать человека, который делает только добрые дела
Дети: Добродетельный человек.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые дела. У меня есть волшебный клубок. Каждый из вас будет наматывать свою ниточку на катушку и рассказывать нам о добрых поступках, а потом передавать клубок своему соседу. (Дети выполняют упражнение по кругу)
Воспитатель: Ребята, видите, какой у нас получился большой клубок доброты.
Воспитатель: Вы только подумайте, как хорошо, когда все люди добрые и вежливые. А какие вежливые слова вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему их называют волшебными? Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
“Здравствуйте!” — здоровья желаю.
“Благодарю!” — благо дарю.
“Извините!” — признаю свою вину и прошу простить.
“Спасибо!” — спаси бог.
Воспитатель: Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них- нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить - не знает ссор и обид. А сейчас отгадайте загадки.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит. (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, говорим… (извините, пожалуйста)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (здравствуйте)
Во всех странах на прощанье говорим мы… (до свидания)
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру и назовем произведения, в которых герои совершали разные поступки. Вы поможете поделить их на хорошие добрые поступки, которым нужно подражать и плохие поступки, которые ни в коем случае нельзя совершать.
Презентация: «Хорошие и плохие поступки»
СЛАЙД 2. Сказка В. Катаева «Цветик - Семицветик»
Воспитатель: Ребята как называется сказка? И какой поступок совершила девочка Женя?
Ответ детей: Цветик – Семицветик. Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю. Это хороший, добрый поступок.
СЛАЙД 3. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Воспитатель: Что скажете об этом произведении?
Ответы детей: Рассказ о неизвестном герое. Молодой человек вынес из огня девочку. Отважный поступок. Он теперь герой.
СЛАЙД 4. Н. Носов «Огурцы»
Воспитатель: Ребята расскажите об этом поступке. Как называется рассказ?
Дети: Рассказ огурцы. Мальчик Котька украл огурцы на колхозном поле. Это плохой поступок.
Воспитатель: Ребята, ведь он потом исправил свой плохой поступок. Расскажите, как?
Дети: Он вернул все огурцы сторожу и извинился.
Воспитатель: Вот видите ребята любой плохой поступок можно исправить, если захотеть измениться.
СЛАЙД 5. Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»
Дети: Рассказ «Просто старушка». Мальчик помог незнакомой старушке, которая упала на льду, подняться. Это хороший поступок.
СЛАЙД 6. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»
Воспитатель: А как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Мешок яблок». Заяц был очень добрым и угощал всех яблоками. Это добрый, хороший поступок.
СЛАЙД 7. С. Маршак «Кот и лодыри»
Воспитатели: ребята расскажите об этом произведении.
Дети: Кот и лодыри. Дети прогуляли уроки. Это плохой поступок.
СЛАЙД 8.Рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»
Дети: Рассказ «Котенок». Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак. Это поступок отважный, хороший.
Воспитатель: Ребята, ведь не зря говорят, что доброта спасет мир!
Физкультминутка «Доброта»
Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра -
В каждом пусть живет она.
По крупинке соберём -
Доброту к груди прижмем,
Вверх подбросим к облакам -
И с небес польется к нам,
Мягкой струйкой доброта.
Игра эта так проста.
С добром в мире всем тепло -
В стужу греет нас оно.
Жить с добром намного легче
От невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро
И вернется к вам оно.
Воспитатель: Давайте еще поиграем.
Игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый – храбрый
Воспитатель: Послушайте поговорки о добре. Расскажите, что они означают.
- Жизнь дана на добрые дела;
- Не одежда красит человека, а добрые дела;
- Доброе слово лечит, а злое – калечит;
- Мир не без добрых людей;
- Красота до вечера, а доброта навек;
- Добрый человек добру учит;
- Добро не горит и не тонет;
- На добрый привет- добрый ответ;
- Добрые дела красят человека;
- Про доброе дело и говори смело.
Воспитатель: А как вы понимаете слово «милосердие»? Что оно подразумевает?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание. Доброта и милосердие способны творить чудеса. Я предлагаю вам поиграть в игру «Обиженный котенок».
Один из детей играет роль обиженного котенка, которого обидели люди. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
Воспитатель: Видите, какие вы молодцы. Вы помогли котенку (ребенку). Помочь кому-то, кто в беде – самое главное доброе дело. Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми.
(Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску, там нарисована яблоня с красными и коричневыми яблочками, внутри которых написаны разные качества человека)
Воспитатель: Ребята посмотрите какая яблоня выросла у нас в группе. Это «Яблоня Добра». Спелые, красные яблоки - это добрые качества души. Коричневые (гнилые) яблоки – это плохие качества души человека. Видите, они растут вперемешку. Давайте сейчас назовем и оставим висеть на «Дереве Добра» все хорошие качества, а плохие все сорвем и выбросим.
(Дети перечисляют хорошие качества: добрый, послушный, скромный, честный, щедрый, милосердный, добродушный, добросердечный, добродетельный- оставляют висеть на дереве; плохие качества души - злой, непослушный, гордый, ленивый, жадный, упрямый- воспитатель стирает коричневые яблоки.
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас, я приглашаю вас за столы.
На столах лежат листы с заданиями, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. (на выбор).
Воспитатель предлагает детям найти на листе бумаги и раскрасить только хорошие, добрые поступки.
Дети приступают к заданию. (Звучит песня о доброте.)