Приложение МААМ

Дистанционные формы организации образовательной деятельности

Эльза Исхакова
Дистанционные формы организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день, 2020 год, когда все мы оказались на карантине из-за пандемии коронавируса, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, а просто недопустимы. Здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Потому что пауза и даже короткая остановка в коррекционных занятиях для многих категорий наших подопечных привела бы к неминуемым последствиям – к потери сформированных умений и навыков. Фактически, к сведению усилий педагога на нет.

Публикация «Дистанционные формы организации образовательной деятельности» размещена в разделах

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом поставила перед нами новую задачу: суметь продолжить обучение детей с различными нарушениями развития. Ведь, исходя из гуманной миссии нашей профессии, мы не можем оставаться в стороне от этой беды.

Карантин и самоизоляция явились прекрасной возможностью освоить новые профессиональные компетенции, изучить передовой опыт применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения. Эти знания позволят сохранить преемственность коррекционного обучения и запустить процесс формирования нового, перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики, что сделает ее доступной для большого числа детей и родителей даже в отдаленных регионах, повысит компетенции родительского сообщества.

Безусловно, такой вид обучения ставит перед профессиональным сообществом ряды задач, требующих новых подходов и решений:

• Как правильно подобрать для виртуального формата мультимедийные технологии, в частности онлайн-платформы?

• Какими техническими средствами должны быть обеспечены и педагог, и ученик?

• Как провести диагностику развития ребенка онлайн?

• Как закрепить результаты полученных знаний и навыков у детей, получавших коррекционную помощь на очных занятиях?

• Как подобрать задания, если ребенок – дошкольник, и в силу даже возрастных особенностей не способен к длительной концентрации внимания?

• Как сохранить психическое и физическое здоровье подопечного и не перегрузить его?

В стрессовой ситуации оказались и дети, и педагоги, и родители. Работа за компьютером – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания. Она связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. Для того чтобы избежать чрезмерного утомления, необходимо соблюдать следующие условия:

• правильное оснащение рабочего места - удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, карандаша;

• качественные технические средства – экран с высоким разрешением, достаточно большой, показывающий четкую картинку; чувствительный микрофон и видеокамера;

• высокое качество используемых компьютерных программ, тщательно подобранный материал;

• рабочее место, обустроенное в соответствии с ростом ребенка;

• ограничение времени работы за компьютером во избежание зрительных и мышечных перегрузок.

Задачи доклада:

1. Понять, что такое «дистанционное обучение», рассмотрев различные определения;

2. Основные формы дистанционного обучения;

3. Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями;

4. Преимущества и недостатки дистанционного обучения

1. Понятие дистанционного обучения

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.

Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.)».

Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».

Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».

Дистанционное обучение – это «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».

Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: - дистанционные курсы;

- веб-страницы и сайты;

- электронная почта (в том числе и списки рассылки);

- форумы и блоги; чат и ICQ;

- теле- и видеоконференции; виртуальные классные комнаты; вики; и т. д.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет :

-снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы (без посещения школы, как обучающихся, так и преподавателей и т. п.);

-проводить обучение большого количества человек;

-повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

-создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

2. Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype. Лекция преподавателя записывается на видеопленку

2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев, а также применением асинхронного метода взаимодействия.

3. Организация взаимодействия между обучающимися и преподавателями

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя. Наиболее широкое распространение в начальной школе получили следующие:

• Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося. (см. приложение 2)

• Использование программы «Скайп» (Skype, позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени. (см. приложение 3)

• Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т. е. преподаватель «видит», как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным. (см. приложение 4)

• Moodle — система управления курсами (электронное обучение, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. «Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у обучающегося. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке обучающийся, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т. д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, преподаватель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с обучающимися. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т. д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал». [5]

• Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т. д.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

4. Коррекционная работа в условиях дистанционного обучения

Комплексный подход к преодолению нарушений развития предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. В условиях дистанционного обучения роль родителей в овладении ребенком образовательной программой многократно возрастает. Ведь для того, чтобы учить и учиться дома и педагогу, и ребенку, и родителям требуется дисциплина и мотивация. Многие артикуляционные упражнения и задания для развития слухового и зрительного восприятия, логического мышления родителям придется демонстрировать детям самостоятельно. Педагогу важно находиться в систематическом взаимодействии с семьей, увеличить количество консультаций родителей, помогать в преодолении трудностей, оказывать моральную поддержку, а не формально выдавать домашние задания. Большим подспорьем для организации дистанционного обучения могут оказаться игрушки и предметы быта, которые родители могут предоставить для занятий. При работе с семьей стоит прояснить этот вопрос и подготавливать задания для ребенка с учетом имеющихся пособий.

Дистанционное обучение меняет обычный характер работы специалитов, накладывает на нее ряд ограничений. Одной из самых больших сложностей является коррекция звукопроизношения. Педагог не может непосредственно поправить ребенка, использовать зонды и логопедический массаж. В этой ситуации приходится объяснять родителям, что нужно делать, повышать их педагогические компетенции.

Еще одна сложность возникает при диагностике уровня речевого и интеллектуального развития. Помочь решить эту задачу может тщательно подобранный диагностический материал с возможностью вывода на экран компьютера, а также видео, заснятое родителями по просьбе педагога, где ребенок выполняет ряд специальных заданий.

Также хочется обратить внимание на то, что дистанционное занятие, как и очное должно проходить в игровой форме. Для этого можно использовать отсканированные изображения, презентации, онлайн игры, разработанные для решения коррекционных задач, а также различную анимацию. Во время занятия не стоит забывать про динамические паузы.

Однако, в дистанционном обучении детей с особенностями развития есть и свои плюсы:

• ребенок находится в привычной для него домашней среде; многим детям это помогает преодолеть тревожность, застенчивость;

• на логопедических занятиях пропадает необходимость использования зеркала, так как в онлайн конференции видно, как свое изображение, так и изображение собеседника;

• необыкновенный простор творческой деятельности педагога;

• возможность создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет и различных программ, в том числе в виде анимации - слайдовые презентации, учебные пособия.

Проведение дистанционных занятий – это наша новая реальность, которую необходимо осваивать. Это принципиально новый творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ребенка, достигаются ощутимые результаты обучения и преодоления речевых нарушений.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Дистанционные рекомендации родителям на тему «Транспорт» для детей раннего возрастаДистанционные рекомендации родителям на тему «Транспорт» для детей раннего возраста Конструирование «Дорожка из кирпичиков»в группе раннего возраста (1,5 – 2 года). Цель: Создать условия для развития творческих.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей ВидеоНовые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дистанционные формы организации образовательной деятельности
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 09:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дистанционные формы организации образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Эльза Исхакова (УИ 398644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД