Маша Бежко
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж] в слогах и словах. Дикие животные» (ФФНР, старшая группа)
▼ Скачать
Интегрированное логопедическое занятие (логопеда и музыкального руководителя) «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в слогах и словах. Дикие животные» (ФФНР, старшая группа)
Автор: Бежко Мария Александровна
Возрастная группа: 5-6 лет.
Логопедическое заключение: фонетико – фонематическое недоразвитие речи.
Образовательная область: речевое развитие.
Тип занятия: закрепление, активизация полученных знаний.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ш] — [Ж] в слогах и словах, Дикие животные“ (ФФНР, старшая группа)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Тема занятия: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в слогах и словах. Дикие животные».
Цель: сформировать умение различать звуки [Щ] и [Ж] на слух и в произношении.
Задачи:
1. Коррекционное – развивающие:
- закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать оральный праксис, внимание, логическое мышление;
- развивать навык точных дифференцированных движений частей языка;
- обогащать словарный запас.
2. Коррекционно-образовательные:
- закреплять представление о домашних и диких животных;
- формировать умение образовывать названия детенышей животных;
- формировать умение пересказывать текст, дифференцируя звуки [Ш], [Ж];
- формировать грамматический строй речи.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать инструкцию до конца;
- воспитывать любовь к животным;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к музыкально эстетической деятельности.
Планируемые образовательные результаты: дети осуществляют слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам.
Используемые технологии: Здоровьесберегающие технологии; технологии коррекции звукопроизношения; игровые технологии; технология концентрированного обучения (создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности); ИКТ-технологии.
Развивающая предметно-пространственная среда: Картинки для дифференциации звуков [Ж] и [Ш] в словах и предложениях; мультимедийная доска; слайдовая презентация; колонки.
Продолжительность: 35 минут.
Организационная структура и содержание логопедического занятия:
I этап. Организационный. (4 минуты).
Деятельность музыкального руководителя: Музыкальная психогимнастика «Здравствуйте, ладошки!». Цель: создание позитивного настроя на сотрудничество. сл. и муз. М. Ю. Картушиной
Деятельность детей: Дети входят в музыкальный зал, здороваются с музыкальным руководителем и логопедом.
Здравствуйте, ладошки вращают ладошками
хлоп-хлоп-хлоп 3 раза хлопнуть
Здравствуйте, ножки «пружинка»
топ-топ-топ 3 раза топнуть
Здравствуйте, щёчки гладить щёчки ладошками
плюх-плюх-плюх 3 раза хлопнуть ладошками
Пухленькие щёчки гладить кулачками
плюх-плюх-плюх 3 раза хлопнуть кулачками
Здравствуйте, губки покачать головой
чмок-чмок-чмок 3 «поцелуйчика»
Здравствуйте, зубки покачать головой
щелк-щелк-щелк постучать зубами
Здравствуй, мой носик погладить нос
пи – пи - пи 3 раза нажать на кончик
Носик-курносик погладить нос
пи – пи - пи. 3 раза нажать на кончик
Деятельность учителя-логопеда: Помогает музыкальному руководителю, проговаривает слова вместе с детьми.
II этап. Основной. (28 минут).
Постановка темы занятия. (2 минуты).
Деятельность учителя-логопеда:
Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами повторим звуки [Ш] и [Ж], будем продолжать различать эти звуки. А чтобы узнать, о ком ещё мы поговорим, отгадайте загадки.
Деятельность детей: Дети внимательно слушают, отгадывают загадки. Выделяют звук, который чаще всего встречается.
Среди всех зверей малышка
Эта серенькая. (Мышка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
У медведицы - ребенок.
Неуклюжий. (Медвежонок)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник – ворище
Ночами рыщет, добычу ищет,
Зубами щёлк. Кто это? (Волк)
- Молодцы ребята! Отгадали все загадки. А как одним словом можно их всех назвать? (Дикие животные)
Деятельность музыкального руководителя: После того, как дети правильно отгадали загадку - музыкальный руководитель переключает слайд с изображением животного на мультимедийной доске.
Логоритмика. (5 минут).
Деятельность музыкального руководителя: Вот сколько зверей мы можем встретить в лесу. Каждый из них готовится пережить холодную зиму. А привереда-медведь долго не мог найти себе место для берлоги.
Упражнение на координацию речи с движением «Про медведя». муз. Кабалевского, сл. Л. Некрасова.
Ходит по лесу медведь,
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть,
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенек,
То торчит сучок,
То мокрый мох,
То мох пересох.
Ох! То низкий пень,
То густая тень,
То узкий ров,
То гнездо муравьев,
То кричит сорока,
То колючки сбоку,
То кустарники,
То речка –
Нет хорошего местечка.
Эта сказка о медведе,
О медведе-привереде.
Деятельность детей: Делают движения и повторяют слова на каждое предложение, вслед за музыкальным руководителем.
- идут друг за другом вперевалочку.
- разводят руки в стороны, спрашивая.
- высматривают из-под руки подходящее место.
- поднимают руки на уровень груди.
- сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют большой палец в сторону.
- сжимают и разжимают пальцы, развернув.
- вытирают ладонью лоб.
- ладони вниз, вверх.
- нагибаются и показывают руками высоту пня.
- разводят руки в стороны и смотрят вверх.
- приближают руки, развернув ладони друг к другу.
- показывают руками холмик, соприкасаясь пальцами.
- взмахивают руками, как крыльями.
- широко раздвигают пальцы.
- прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы.
- разводят руки в стороны.
- качают головой.
- покачиваясь, переступают с ноги на ногу.
Деятельность учителя-логопеда: Помогает музыкальному руководителю.
Артикуляционная гимнастика. (5 минут).
Деятельность учителя-логопеда: - Чтобы язычок был послушным, и звуки правильно получались, выполним артикуляционную гимнастику.
Деятельность музыкального руководителя: Включает музыкальное сопровождение.
Деятельность детей: Выполняют артикуляционную гимнастику.
«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
«Чистим зубки» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка).
Рот открою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
«Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Что это? Ириска?
Или шоколадка?
«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Дыхательная гимнастика. (3 минуты).
Деятельность учителя-логопеда: Вдыхая носом и выдыхая ртом, не раздувая щёки, подуем на ладошку так, чтобы с неё слетела бабочка.
Произнесём гласные звуки с изменением силы и высоты голоса:
«Споём колыбельную кукле»: а-а-а, а-а-а.
«Заболели зубы»: о-о-о, о-о-о.
«Гудок парохода»: у-у-у, у-у-у.
Изолированное произношение звуков. (2 минуты).
Деятельность учителя-логопеда: Звук [Ш]: губы вытянуты вперёд и округлены, зубы не сомкнуты, язычок поднят вверх, при выдохе можно почувствовать тёплую струю воздуха, голосок не работает.
Звук [Ж]: губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язычок поднят вверх, при выдохе можно почувствовать тёплую струю воздуха, голосок работает.
-Пошипим, как змея;
-Пожужжим, как жуки.
-Скажите, чем отличаются звуки [Ш] и [Ж]?
Деятельность детей: Дети произносят звуки:
-Ш-ш-ш-ш-ш-….
-Ж-ж-ж-ж-ж-ж….
- Когда говорим звук [Ш] голос не работает, а когда звук [Ж] - работает.
Дифференциация звуков на слух. (развитие фонематического слуха). (4 минуты).
Деятельность учителя-логопеда: - Предлагаю немного поиграть, я буду называть различные звуки, когда я произнесу звук [Ш] – вы должны хлопнуть в ладоши, а когда звук [Ж] – топнуть ногой. Начинаем!
(м – п – ш – ж – г – ж –к – в – ш – ш – ж – р – з – ш – ж).
- Молодцы, а теперь послушайте внимательно слоги, и повторите за мной:
жа-ша-жа жо-шо-жо ши-жи-ши же-ше-же жу-шу-жу шо-жо-шо жи-ши-жи ша-жа-ша шу-жу-шу сшо-сжо сшу-сжу ашо-аша ажи-аши сша-сжа сже-сше ыжи-ыши
Дифференциация звуков в словах. (3 минуты).
Деятельность учителя-логопеда: - У нас есть картинки, нужно назвать, что на них изображено? (кошка, лошадь, мышка, лягушка, жираф, ёжик, жук, морж).
- А скажите, какие животные домашние, а какие дикие?
- Нужно определить, где находится звук [Ж] и [Ш], в начале, середине или конце слов.
Деятельность музыкального руководителя: Музыкальный руководитель переключает слайды с изображением животных на мультимедийной доске.
III этап. Заключительный. (3 минуты).
Итог занятия. (2 минуты).
Деятельность учителя-логопеда:
- С какими звуками мы сегодня работали на занятии?
- Чем они различаются?
Деятельность музыкального руководителя:
- О ком мы говорили на занятии?
- Что вам понравилось сегодня больше всего?
Рефлексия. (1 минута).
Деятельность учителя-логопеда:
- Вы сегодня молодцы, я видела, как вы старались, и смогли справиться со всеми заданиями!
Прощание.
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
Дети прощаются с логопедом и музыкальным руководителем.