МААМ-картинки

Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов

Надежда Долгих
Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

1. Учить проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов и предложений, используя метод наглядного моделирования.

2. Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать : гласные - согласные; тихие громкие.

3. Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.

Публикация «Дифференциация звуков, Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов» размещена в разделах

4. Уточнить представления детей о построении простых предложений без предлогов, их составе. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.

5. Работа над общими речевыми навыками.

6. Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображение.

7. Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

музыкальное сопровождение, схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах, домики-звуки, обозначающие гласные, пеналы, сундучок, набор картинок, доска, магниты, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове, простые карандаши; карточки – схемы слов предметов; слов-действий, и слов-определений.

СЛОВАРЬ : слова-предметы, слова-действия, красивые слова, звуки, согласные, гласные, твердые, мягкие, предложение, речь, схема…

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

игровые, наглядные, практические, словесные, релаксации.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем. Что вы услышали?

Логопед: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)

Логопед: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.

Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести. ( На доске появляется карточка - схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах. Дети закрывают те части лица человека крестиком, которые не участвуют в произнесении или усвоении звуков) .

Логопед: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)

II. Основная часть.

1.«Узнай и назови звук по символу».

Логопед: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть. Но для того, чтобы вам было легче работать, мы придумали символы звуков. Каждый звук имеет свой символ. Их можно увидеть.

(Логопед привлекает внимание детей к тому, что в групповой комнате есть «домики» с символами. Ребятам предлагается найти их и назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])

Логопед: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)

2. «Поймай звуки – сложи слоги».

Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.

А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.

Логопед: Ребята все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов.

3. Игра «Разноцветный сундучок».

Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.

На стол логопед выставляет сундучок и предлагает :

- Ребята, вы достанете картинку и четко назовете ее, определите первый звук в слове. Картинка крепится на доску.

Логопед: Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Миша, Катя, загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок вытаскивает картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии : мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.

4. Игра «Сколько звуков в слове индивидуальное

У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий. Кто выполнит задание правильно и быстро, тот и победил (логопед ставит на карточке отметку) .

5. «Выложи слово из символов».

Дети выкладывают слова : КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Физ. пауза.

У опушки две старушки… наклоняются, «собирают грибы»

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух! Машут руками, как крыльями

Филин: - У-ух!

У старушек замер дух. Приседают.

7. Упражнение «Слова-предметы».

Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.

Логопед: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.

Стол (Дети называют слова и кладут фишки в коробку.)

Логопед: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета - чистый прямоугольник) .

8. Игра «Узнай слово».

Логопед: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.

-Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.

Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .

Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .

Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.

Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.

Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.

Логопед: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .

9. Упражнение «Слова-действия».

Логопед: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…

-Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия, говоря слово, вы, как и раньше, кладите фишку в коробку. (Дети называют слова-действия и кладут фишки в коробку) .

Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.

10. Составление схем предложений.

Логопед: - Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)

Логопед: - Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет - дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)

А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение? (карточку с солнышком) Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)

III. Итог.

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?

Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы совсем справились замечательно.

Публикации по теме:

Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов» Автор конспекта Усачева Л. Ю, Соавтор Буданова О. В. Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов» Цель: формирование основ речевого этикета.

Презентация дидактической игры «Цепочка слов» бюджетное учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Няганский технологический колледж» Дидактическая.

Дидактическая игра «Радуга слов»Дидактическая игра «Радуга слов» Дидактическая игра «Радуга слов». Цель: активизировать словарный запас дошкольников формировать грамматический строй, связную речь. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект занятия «Многозначность слов» Цель: Развитие у детей речевых умений - варьировать полученными знаниями. Задачи: 1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова»:.

НОД «Прекрасная страна слов» НОД Прекрасная Страна слов Цель. Расширять словарный запас через словесно – речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая.

Конспект НОД «В поисках новых слов»Конспект НОД «В поисках новых слов» .

Упражнение «Дидактический кубик слов»Упражнение «Дидактический кубик слов» Цель: развитие и обогащение словарного запаса (слова-обобщения: игрушки, фрукты, мебель, посуда). Материал: кубики, набор картинок. Ход.

Урок письма в коррекционной школе «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Урок письма «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Цели и задачи: повышение эффективности освоения обучающимися, воспитанниками.

Презентация «Звуковой анализ слов» «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?» Цель: Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа. Задачи: Способствовать формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов
Опубликовано: 13 июня 2018 в 08:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Долгих (УИ 771272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД