Надежда Долгих
Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
1. Учить проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов и предложений, используя метод наглядного моделирования.
2. Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать : гласные - согласные; тихие громкие.
3. Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.
Публикация «Дифференциация звуков, Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов» размещена в разделах
4. Уточнить представления детей о построении простых предложений без предлогов, их составе. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.
5. Работа над общими речевыми навыками.
6. Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображение.
7. Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
музыкальное сопровождение, схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах, домики-звуки, обозначающие гласные, пеналы, сундучок, набор картинок, доска, магниты, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове?», простые карандаши; карточки – схемы слов предметов; слов-действий, и слов-определений.
СЛОВАРЬ : слова-предметы, слова-действия, красивые слова, звуки, согласные, гласные, твердые, мягкие, предложение, речь, схема…
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
игровые, наглядные, практические, словесные, релаксации.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I.Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем. Что вы услышали?
Логопед: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)
Логопед: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.
Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести. ( На доске появляется карточка - схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах. Дети закрывают те части лица человека крестиком, которые не участвуют в произнесении или усвоении звуков) .
Логопед: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)
II. Основная часть.
1.«Узнай и назови звук по символу».
Логопед: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть. Но для того, чтобы вам было легче работать, мы придумали символы звуков. Каждый звук имеет свой символ. Их можно увидеть.
(Логопед привлекает внимание детей к тому, что в групповой комнате есть «домики» с символами. Ребятам предлагается найти их и назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])
Логопед: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)
2. «Поймай звуки – сложи слоги».
Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.
А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.
Логопед: Ребята все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
В. Берестов.
3. Игра «Разноцветный сундучок».
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.
На стол логопед выставляет сундучок и предлагает :
- Ребята, вы достанете картинку и четко назовете ее, определите первый звук в слове. Картинка крепится на доску.
Логопед: Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Миша, Катя, загляни,
Вынь картинку, назови.
Ребенок вытаскивает картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии : мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.
4. Игра «Сколько звуков в слове?» индивидуальное
У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий. Кто выполнит задание правильно и быстро, тот и победил (логопед ставит на карточке отметку) .
5. «Выложи слово из символов».
Дети выкладывают слова : КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
6. Физ. пауза.
У опушки две старушки… наклоняются, «собирают грибы»
Брали грузди и волнушки.
Филин: - У-ух! Машут руками, как крыльями
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух. Приседают.
7. Упражнение «Слова-предметы».
Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.
Логопед: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.
Стол (Дети называют слова и кладут фишки в коробку.)
Логопед: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета - чистый прямоугольник) .
8. Игра «Узнай слово».
Логопед: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.
-Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.
Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .
Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .
Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.
Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.
Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.
Логопед: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .
9. Упражнение «Слова-действия».
Логопед: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…
-Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия, говоря слово, вы, как и раньше, кладите фишку в коробку. (Дети называют слова-действия и кладут фишки в коробку) .
Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.
10. Составление схем предложений.
Логопед: - Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)
Логопед: - Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет - дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)
А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение? (карточку с солнышком) Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)
III. Итог.
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?
Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы совсем справились замечательно.